on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Новости региона

12.09.2019, 11:57

Як Херсон святкуватиме свій День народження

11.09.2019, 11:43

У ККЗ "Ювілейний" проходить показ фільму "Заборонений"

10.09.2019, 11:36

В Херсоні вібудеться фестиваль аматорського кіно «КІНОКІМЕРІЯ»

> Персоналии > Театр > Балаш Виктор Григорьевич > «Я, Бог и чистый лист бумаги»

«Я, Бог и чистый лист бумаги»

10.06.2004

В XVIII веке человек стал оживлять пространство. Мысли стали приобретать изобразительную форму выражения. Они стали действовать в пространстве. Пространство не является абстрактным, пустым, оно всегда заполнено. Воплощением отсутствия пространства является хаос. Пространство первобытным или архаичным сознанием предполагалось «здесь и теперь», а не просто «здесь». «Здесь» много людей, называющих себя творческими, профессиональными, а «здесь и теперь» остались единицы, способные хаос превращать в «изысканное праздничное зрелище». Так, кажется, трактовал спектакль В. Э. Мейерхольд - режиссер, художник, который не любил звонких слов, ведь звонкие слова могут быть и пустыми. Звонким должен быть взгляд.


Виктор Григорьевич Балаш - человек со звонким взглядом, главный художник Херсонского драмтеатра - за кулисами - немногословен, на сцене - так поразительно емко изображающий, и видящий, и знающий жизнь - по-детски просто, правдиво и мудро. Глядя на его работы, важно их увидеть. И тогда хочется просто повторить не новые, не звонкие слова: «Самое простое решение - самое трудное, а самое мудрое решение - простота».


- Профессия режиссера - это профессия монаха, одиночки. Виктор Григорьевич, насколько профессия художника театра, в которой Вы выступаете сорежиссером, светская?
- Элемент келейности в наших профессиях есть, безусловно. Особенно, если рассматривать момент после прочтения пьесы, момент первого осмысления, когда зарождается та главная идея, та зацепка, толчок, старт, если хотите, с которого все начинается - начинается коллективная работа. Пальма первенства в театре принадлежит режиссеру. Но если художник не поймет режиссера и не станет сорежиссером - это провал. Режиссер и художник должны питать друг друга. Чтобы заразить коллектив, нам нужно заразиться миром. Поэтому художник театра должен быть светским, мне так кажется.


- Художник театра - постоянный искатель, проводник нового. Трудно Вам не попадать на чужие дороги?
- Мне не трудно. Никогда не попадал на чужие дороги. Но для художника архисложно - не повториться. После прочтения пьесы так получается, что каждый раз я себя чувствую как в первый раз: я, и чистый лист бумаги, никакого опыта, никаких прежних работ. Есть такое понятие - творческий почерк. Если таковой есть - это прекрасно. Говорят, что у меня есть. Свои спектакли я всегда стараюсь строить лаконично, немногословно, образно и, по возможности, метафорично. Мне важно не допустить, чтобы сценография мешала действию или убивала артиста. Я не должен позволить себе самовыразиться в спектакле. Артист - главное на сцене! Все остальное - только помогает.


- «Дьявол правит нами, когда художник не мыслит точно». Относительность для творческого человека - это потеря своего «я» или приобретение мудрости?
- Если режиссер и художник не увидят четко и не расскажут точно зрителю свою мысль - зритель их не поймет. А значит, вся затея бессмысленна. Художник должен мыслить точно, только тогда будет расти его «я».
- Условность, противоречащая унылому натурализму - в Вашем творчестве временный попутчик?
- Думаю, что не временный. Натурализм мне не интересен. Где-то в сочетаниях, на уровне деталей - может быть. Присутствие нюансов, реквизита - да. Но сам по себе натурализм, в чистом виде - нет.


- «От глаз мало пользы, если ум слеп» - это о той ситуации, когда кисть бежит впереди мысли?
- Сначала нужно подумать! И так, наверное, не только в творчестве, но и в жизни, правда?
- Виктор Григорьевич, использование древнего художественного приема - гротеска, Вас, как художника, обнажает?
- В нашем театре гротеск так редко бывает. Думаю, художник должен суметь прочувствовать гротеск как актер, пропустить через себя. Не все это могут. У меня таких ситуаций, по большому счету, не было. Но прием этот интересен. И если мне доведется работать в гротеске, я даже не знаю, как себя поведу. Но коль этот гротеск меня разденет..., -это хорошо.


- Вы превращаете источник освещения в источник оформления. Свет.... Он может быть темным?
- Для нас, работников театра, свет имеет колоссальное значение. У нас нет настоящего художника по свету. Мы мучаемся, когда, задумав спектакль и его световое решение, мы не можем его реализовать полноценно. Свет - это образ. Свет должен быть разный - от самого яркого до мерцающего. Свет может подчеркнуть любой объем на сцене. Светом можно загубить самые прекрасные декорации и исправить несовершенные. Как только мы выходим на сцену и включаем свет - начинается театр. Очень редкие режиссеры умеют ставить свет. Свет подчеркивает идею. Знаете, как нужно отвечать на вопрос о том, кто самый главный в театре? - «Электрик».


- Применяя метафоричность или образное пересоздание, есть риск быть непонятым?
- Риск, конечно, есть. Если ты решил спектакль метафорично, есть даже уверенность, что кто-то тебя не поймет. Но мы должны вести зрителя, воспитывать его, подтягивать выше. По такому пути надо чтобы шел театр. Я стараюсь всегда уходить от иллюстрации, рискуя при этом. Но необходимо перешагнуть через этот риск, ради самого движения. Тем более, если риск оправданный.


- В. Э. Мейерхольд начало прошлого века ощущал в символизме. Как Вы ощущаете начало нынешнего века?
- Символизм Мейерхольда наверняка продиктован настроением эпохи, той эпохи. Нынешнее время в нынешней стране я вижу в категории хаоса. Хаос в мыслях, в поступках, ценность человеческая буквально отсутствует. А ведь во что-то надо верить. Бездуховность - страшная вещь. Я не знаю, когда это уйдет. Думаю, что не скоро. Настроен пессимистично.
- Виктор Григорьевич, продолжите фразу «Когда кончается день, начинается ....»
- «...начинается новый день». Я очень люблю утро - хочется жить и работать. Страшно люблю утро.


Елена Шульц и Татьяна Кондакова. "Херсонський вісник"
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.