on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
13.04.2024, 10:59

Окупанти викрали близько 23 тисяч артефактів з Херсонського краєзнавчого музею

Під час російської окупації Херсона з краєзнавчого музею міста було ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Як людина навчилася «ловити» звук

 

Как человек научился «ловить» звук

Задумывались ли вы когда-либо о том, насколько удивителен и своеобразен мир музыкальных звуков? Вместе с тем до определённого времени он был ещё и неповторим

Это значит, что с изобретением в древности первых музыкальных инструментов мелодия целиком и полностью зависела от внутреннего духовного состояния музыканта, являвшегося, по сути, соавтором-исполнителем воспроизводимого произведения. То есть в прошлом «в моде» была чистейшей воды импровизация, так как в те времена ещё не существовало не только звукозаписывающей аппаратуры, но и даже самой примитивной нотной грамоты, которой можно было записать звуки.

Только в конце IX века что-то стало меняться. Музыканты постепенно начали использовать появившийся способ изображения над текстом песен определённых знаков, указывающих направление движения мелодии. Однако это было только начало, и до появления нотной записи в привычном для нас виде должно было пройти ещё почти семь столетий!

Ещё больше времени потребовалось человечеству, чтобы оно научилось наконец сохранять и воспроизводить мелодию со всеми её тончайшими нюансами.

Фонограф Эдисона
Пионером этого уникального изобретения стал неутомимый изобретатель ХІХ-ХХ веков Томас Эдисон. Примитивный звукозаписывающий аппарат Эдисона - фонограф, прапрадедушка современной высококачественной звукозаписывающей и воспроизводящей цифровой аппаратуры - впервые был представлен публике 21 ноября 1877 года. То есть всего лишь 138 лет назад. Изобретение в один миг заслужило популярность. И немудрено: его появления с нетерпением ждали столько времени! С конца семидесятых годов XIX века, когда в течение нескольких лет появилось несколько разновидностей подобных аппаратов, в мире начался настоящий звукозаписывающий бум.

Спустя десять лет после изобретения фонографа немец Эмиль Берлинер запатентовал первую граммофонную пластинку. Конечно же, появившийся в этот период граммофон оказался гораздо удобнее фонографа, в котором вплоть до 1929 года ещё использовали примитивный валик. С 90-х годов XIX века новое изобретение начало своё победоносное шествие по планете и достигло самых «медвежьих» её уголков. К этому времени граммофонные пластинки стали уже двусторонними.

По сути, фонограф и граммофон достигли нашего Херсона одновременно. В конце 1890-х в богатых домах Херсона появились первые граммофонные ящики с блестящими латунными и медными «тюльпанами» звуковых раструбов. А в местных газетах можно было отыскать рекламу: «Новость! Фонограф “Чудо" замечательно громко и отчётливо передаёт человеческую речь. Только 7 рублей!». Спустя несколько лет, в то время как в Берлине производились первые опыты, «заключающиеся в соединении телефона с фонографом, что даёт возможность фиксировать разговор в отсутствие получателя», в Херсоне уже можно было встретить граммофоны в свободной продаже. Или в крайнем случае выписать аппарат из иного города и даже из-за границы по объявлениям в прессе.

В это время в местном «Юге» можно было встретить довольно курьёзную информацию, скажем, о том, что один из местных «продвинутых» помещиков отправился в Москву, чтобы наговорить на граммофонную пластинку своё... завещание! После его смерти разразился скандал. Наследники, не согласные с распределением доставшегося наследства, оспорили «музыкальную запись» в суде. Судебные службы были поставлены в щекотливое положение. Словом, дело о наследстве и граммофонной записи превратилось в нескончаемую тяжбу.

Не менее интересно и то, что многие благотворительные организации города сразу же взяли появившийся граммофон на вооружение. В моду вошли своеобразные благотворительные граммофонные концерты для малоимущих жителей Херсона, сельских жителей, рабочих и детей бедноты.

И даже строгие зубные врачи усмотрели в нём помощника для своих «пыточных» дел, открыв, по сообщениям газет, «способ вырывания зубов без боли с музыкой. Пациенты подвергаются действию анестезирующих паров закиси азота, а в то же время уши его сообщаются с трубой фонографа, наигрывающего какую-нибудь весёленькую мелодию». В первом десятилетии XX века фирм и фирмочек, выпускавших граммофоны и граммофонную продукцию, стало так много, что покупатель мог вполне потеряться среди различных предложений.

Посему торговцам приходилось проявлять чудеса изобретательности в рекламе: «Высочайший современный тенор Карузо пишет нам: “Я действительно удовлетворён последними записями моего голоса. Они великолепны, и я сердечно поздравляю вас с успехом, достигнутым вами за последний год”. Зигфрид Арнольдсон (популярная шведская оперная певица. - Прим, авт. ) спела исключительно для нас некоторые партии. Последнее слово техники в области воспроизводства звуков представляет собой настоящий граммофон с коническим тонармным приспособлением и с настоящей граммофонной пластинкой. Наш репертуар состоит из 20000 разных пластинок и исполнителей на 70-ти разных языках земного шара. Истинным победителем является аппарат нашего последнего выпуска ‘‘Виктория”».

Эволюция граммофона шла весьма быстрыми темпами, и уже в 1911 году в херсонской прессе можно было отыскать информацию о новом поколении музыкальной аппаратуры: «Гениальная компания братьев Пате в Париже, южное отделение: Одесса, Дерибасовская, 10. Представитель А. Залкинд. Патефон говорящий, играющий и поющий без иголок. Получен грандиозный выбор новых двусторонних пластинок. Все пластинки в одну цену. Новость: аппараты без трубы». Этот музыкальный аппарат более всего походил на патефон, сменивший в скором времени уже устаревший граммофон с ого громоздким «тюльпаном».

В 1911 году в Херсоне на Суворовской улице в доме Валика, а затем в доме Тарле открылись специализированные магазины граммофонов и музыкальных инструментов Торгового дома «Полякин и сыновья».

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №41 (1038).- 14.10.2021.- стр. 4

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.