on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Как херсонцы цирк любили

Прошло уже более полувека с момента первого посещения мной цирка, однако в памяти до сей поры всплывают красочные эпизоды того далёкого представления: морские котики, играющие огромным красно-жёлтым мячом, лев, огрызающийся на команды дрессировщика, воздушные гимнасты в блестящих костюмах...

Память запечатлела и хранит эпизод с неудачным прыжком одной из гимнасток, зависшей на страховке в метре от поверхности арены. Было это в Одессе, в далекие 1960-е годы. Конечно же, это не единственное цирковое представление, которое мне довелось увидеть в жизни, но вот новизна того, первого осталась со мной навсегда.

В отличие от одесситов, имевших свой собственный цирк, отметивший в 1960-е своё семидесятилетие, херсонцы были этого лишены. Нет, когда-то очень давно, ещё в конце 1920-х, в городе был-таки свой цирк, но достаточно быстро его упразднили. Вот и приходилось херсонцам довольствоваться лишь «бродячими» цирковыми труппами, посещавшими наш город по разнарядке Министерства культуры СССР. И когда в городе появлялись красочные афиши, анонсировавшие прибытие в областной центр очередной труппы, для херсонцев это было событие. Притом, событие совсем не маловажное, а поистине городского масштаба! Ну и пусть с «бродячими» шапито к нам никогда не заезжали такие знаменитости, как Юрий Никулин или Олег Попов, не видели в Херсоне и Юрия Куклачёва с его хвостатыми и усатыми артистами, а также многих других корифеев советской цирковой эстрады. Всё равно цирк был любим если не всеми, то, по крайней мере, многими херсонцами. И любовь эта уходила своими корнями в далёкое, ещё даже не советское, прошлое.

Сейчас уже, конечно, невозможно определить точно, когда именно в Херсоне гастролировал первый передвижной цирк-шапито. Но раз умные книги-словари утверждают, что в бывшей самодержавной империи первые бродячие шапито появились в средине XIX века, то вполне резонно будет допустить, что во второй четверти того же века они точно уже добрались до Херсона.

Логично предположить, что сведения о таком знаменательном событии стоит искать в местных газетах. Но вот незадача: официальные «Херсонские губернские ведомости» внимание на такие мелочи не обращали. Первая же «научно-литературная, политическая, сельскохозяйственная и коммерческая» газета «Югъ» Виктора Гошкевича появилась только в марте 1898 года. И впервые в ней упоминалось о цирке в 1899 году: «На Ярмарочной площади (теперь это площадь Свободы. - Прим, авт.) ежедневно всемирноизвестная укротительница зверей мисс Зенида, прозванная “Королевой фауны”, даёт целый ряд представлений со своими дрессированными львами. Выход разных дрессированных животных. Музыкальные клоуны Бим-Бом и другие. Зверинец открыт с 10 часов утра».

Женщина-укротительница в те далёкие времена была явлением довольно редким, совсем не свойственным для общества, в котором главным был, несомненно, мужчина. Посему Зенида собирала в своём шапито аншлаги, и денежный сбор с представлений всегда был полный, даже в таком не слишком большом городе, как Херсон. Причём гастроли укротительницы продолжались в городе целый месяц.

А сколько кавалеров были влюблены в Зениду! Хотя известный писатель Александр Куприн, также чуточку влюблённый в неё, оставил потомкам совсем непривлекательный её портрет: «... m-llе Зенида, венгерская еврейка, женщина весом около шести пудов (примерно 100 кг. - Прим, авт.), безвкусно одевалась в костюм венгерского драгуна...».

Обычно на арене шапито храбрая мисс играла не только своей судьбой. Одним из коронных номеров укротительницы было приглашение кого-либо из мужчин-зрителей в клетку с грозными хищниками, чтобы выпить с ней бокал шампанского. Без сомнения, многие из приглашённых мужчин попадали в довольно щекотливое положение на глазах у всего цирка и своих знакомых. И даже если кто решался на такой подвиг, явно не чувствовал вкуса шампанского и потом долго не мог прийти в себя.

В дополнении к рандеву в клетке с хищниками в Херсоне, во время двух прощальных «грандиозных представлений», было объявлено, что мадемуазель Зенида «войдёт в клетку львов с г. Жозефом Вагнером, где исполнит несколько романсов под аккомпанемент гитары». И, конечно же, совсем не резиновый шапито был полон, а полиция то и дело сгоняла с брезентовой шатровой крыши цирка безбилетников-мальчишек, которые, проделав в брезенте дыру, смотрели представление и плевали в зверей и зрителей.

Несомненно, неоправданные эксперименты Зениды с посторонними лицами в клетке, были весьма опасны и щекотали нервы зрителей (как иногда писали газеты, «с некоторыми дамами случился обморок»), в то же время служили действенной рекламой и сопутствовали крупным сборам.

Покорённые храбростью укротительницы, херсонские поклонники с сожалением восприняли окончание гастролей, надеясь, однако, что Зенида когда-нибудь вновь посетит Херсон. К сожалению, надеждам сбыться не пришлось. На гастролях, где-то в Самаре, «Королеву фауны» растерзала вышедшая из повиновения тигрица Люция...

К началу нового, XX века, палаточные цирки-шапито частично уступили свои позиции «более продвинутым технологиям». Крупные цирковые антрепренеры, имевшие серьёзные, профессиональные труппы, получив ангажемент, подходили к этому делу уже более солидно: арендовали у города место, нанимали артель плотников и возводили пусть временное, но достаточно крепкое деревянное цирковое здание с огромным количеством посадочных мест. Первым таким стационарным цирком в Херсоне стал цирк австрийского подданного Александра Девинье, гастролировавший в 1901 году.

Цирк, построенный за две недели до начала гастролей, вмещал 1500 зрителей! И это при том, что численность населения губернского города тогда не превышала 65 тысяч человек.

Местные газеты восторженно писали о просторных уборных для цирковых артистов, о конюшнях для животных, о прочих подсобных помещениях, имевшихся в цирке. Но самое главное - о предусмотренных на случай пожара запасных выходах, что было совсем не маловажным в таких масштабных мероприятиях. Цирк и вправду получился добротным. Высказывали даже мысль, упросить городское управление по окончании гастролей цирка выкупить это помещение, чтобы в дальнейшем использовать его по назначению. Но, как всегда, денег у города не было, а денежного мецената не нашлось, и Девинье продал строение на слом артели, которая его строила. Позднее в Херсоне был даже «железный» цирк гастролировавшего здесь антрепренера Вальшина. Как он выглядел, ввиду скудости газетной информации, малоизвестно, но явно не превосходил здания, построенного Девинье.

Более подробно описано в газете «Родной край» возведённое деревянное здание цирка Лара, гастролировавшего в Херсоне в 1906-м: «Снаружи цирк более смахивает на балаган. Небольшое круглое из досок здание с остроконечной полотняной крышей. Над входом вывеска с двумя традиционными лошадиными головами... Словом, внешность, не внушающая особого доверия. Сразу даже за Херсон как будто обидно делается. Как ни как, ведь город - губернский!.. » Далее автор делает небольшое отступление, уклоняясь в социальные проблемы заснувшего на пути своего развития Херсона: «Правда "губернского" в нашем Херсоне очень немного. Освещение у нас хромает. Нет не только электричества, но даже простого газа. Канализация отсутствует. О трамвае и не мечтаем... Зато надежд у нас очень много! И с высоты этих “надежд” маленький, раскинувшийся на Ярмарочной площади, цирк кажется мизерным. Впрочем, внутри цирка картина меняется. Внутри цирк значительно выигрывает. Внутри цирк - как цирк!».

В 1904 году упоминавшийся мною уже цирк Александра Девинье вновь приехал в Херсон. Но так как традиционное цирковое место на Ярмарочной площади было уже занято проводившейся ярмаркой, для постройки здания цирка отвели пустырь на пересечении Почтовой (просп. Ушакова) и Соборной улиц.

Стоит ли говорить, что Девинье «марку держал». Тесовое здание было построено так же быстро и по вместимости не уступало первому. Да и вся цирковая программа была «на высоте». Антрепренер представил труппу с новыми головокружительными трюками. К примеру, гонки «циклистов» по трек-забору - замкнутому пространству с наклоном пола в 75°.

Нечто подобное, известное как «гонки по вертикали», можно было встретить и в наше, не столь отдалённое время. Помнится, практически ежегодно в 1960-70 годы в Херсоне у Центрального рынка устанавливали собранный из толстых деревянных брусьев высокий цилиндр с манежем внутри. Зрители наблюдали гонки по вертикали, стоя на балкончике по всей окружности цилиндра, на который нужно было подниматься по наружной лесенке с шаткими перилами. Правда, в отличие от аттракциона Девинье, в наше время гонки по вертикали совершали на мотоциклах, а не на велосипедах.

В своей книге «На арене старого цирка» цирковой учитель Юрия Никулина Дмитрий Альперов, бывший в 1904 году ещё мальчиком из цирковой семьи, вспоминал о гастролях цирка Девинье в Херсоне: «Из гастролёров я особенно помню велосипедиста Генри Генриксона. С галереи шла деревянная конструкция, которая образовывала на арене спиральный круг десяти аршин в диаметре. Генриксон нёсся с галереи вниз, въезжал в круг, проезжал на велосипеде в кругу вниз головой и вылетал из него в передний выход, где его ловили лентой. Приготовления к номеру были очень сложные, а длился он всего несколько секунд... ». Практически ежегодно, а то и по нескольку раз в сезоне в старом Херсоне встречали цирковые труппы Вальшина, Годфруа, Труцци и других антрепренеров. Конечно, уровень подготовки у всех был различный, причём чаще всего успех представлений зависел от участия в нём «мировых знаменитостей» - так часто с пафосом именовали афиши сколь-нибудь известных артистов.

К примеру, в 1908 году в городе появился германский цирк Генри Эрдтмана. Предприимчивый немец заключил контракт на несколько выступлений со знаменитым клоуном-сатириком Владимиром Дуровым, которого как живую рекламу с помпой привез в Херсон. Выступление дуровской зоологической труппы местным обывателям понравилось. Однако когда клоун со своим зверинцем уехал, интерес к цирку резко упал. Тогда Генри Эрдтман пригласил для выступлений в Херсоне китайского силача-факира Ян Чин Хо. После первого выступления китайца газета «Херсонский курьер» поместила на своих страницах следующую рецензию: «Силачу Ян Чин Хо можно посоветовать оставить эксперименты с кирпичами, ибо близко сидящим зрителям было видно, что кирпичи подпилены и чтобы их разбить, не нужно быть факиром. Оркестр жидок и сбивчив настолько, что даже лошади удивлялись... » Гастроли китайца с треском провалились, ибо искушённые зрители терпеть не могли явной халтуры.

Чтобы исправить положение, Эрдтман заключил новый контракт - теперь уже с чемпионом-силачом Вильямом Робине и объявил «о начале всемирного чемпионата по французской борьбе». В Херсон были приглашены всемирно известные борцы: всероссийский чемпион Глинкин, чемпион Гамбурга Ребер, чемпион Кракова Чарноцкий, чемпион Сербии Антонин, Турции Нурла, Бельгии - Беллинг, а также Мульдон, Али-Абдул и негр Бамбуло.

В начале июня, в самый разгар чемпионата, владелец германского цирка заполучил на несколько выступлений в Херсоне Анатолия Дурова-старшего. После окончания контракта Эрдтман попытался задержать Анатолия подольше. Однако Дуров, выполнивший условия контракта, немцу отказал.

Мстительный немец затаил обиду и вместо Дурова пригласил клоуна-дрессировщика Кузьминского, а в местных газетах появилась «заказная» заметка: «В цирке Эрдтмана подвизается клоун Кузьминский с дрессированными собаками и кошками. Гастроли Кузьминского производят фурор и гораздо интересней гастролей “настоящего знаменитого старшего” Анатолия Дурова, надувающего всюду публику».

И всё же, похоже, единственному из всех гастролёров цирку Эрдтмана в Херсоне крупно не везло. Отметился цирк рядом неприятных инцидентов. Во время представления кто-то из публики выбросил на арену стул, и если бы не реакция и самоотверженность ковёрного, с риском для своей жизни выхватившего стул прямо из-под копыт лошадей, катастрофа была бы неизбежной.

В другом случае мальчишки, взобравшиеся на брезентовую крышу цирка и смотрящие сквозь её прорехи представление, бросили вниз камень, который упал на зрительницу во втором ряду, серьёзно поранив её.

Гастроли Кузьминского херсонской публике скоро наскучили, и если бы не продолжавшиеся схватки борцов на цирковой арене, цирку Эрдтмана было бы совсем тяжко. Однако окончившийся чемпионат поставил существование германского цирка под угрозу. Остаток лета заведение влачило жалкое существование, а однажды просто исчезло с Ярмарочной площади.

Херсонские газеты беспристрастно прокомментировали случившееся событие: «Цирк Генри Эрдтмана, потерпев крупные материальные убытки, в среду ночью неизвестно куда скрылся. В Херсоне директор цирка Г. Эрдтман остался должен типографии и разным лицам свыше 2000 рублей. Чтобы счастливо ускользнуть от кредиторов, цирком были выпущены в среду афиши о назначенном представлении на четверг. Как передают, Г. Эрдтман, почувствовав предстоящий крах, продал цирк акробату Эйжену, но и он оставил Херсон...».

В период двух революций 1917 года, после войн и голода 1922 года херсонцам было совсем не до цирка. Лишь когда жизнь стала входить в ещё не привычную советскую «колею», о цирке, теперь уже как об искусстве «трудовых масс», снова вспомнили.

В 1922 году в стране было создано Центральное управление государственными цирками, хотя по сути на то время существовали всего два государственных цирка. Конечно, были попытки восстановления старых частных трупп, однако это уже шло вразрез с политикой советского государства.

В августе 1925 года очередным декретом укреплялась государственность цирка, но, в то же время, все цирковые труппы переводились на самоокупаемость без права получать дотации от государства. И, наконец, в 1926 году была создана Мастерская циркового искусства, занимающаяся подготовкой нового советского циркового артиста. Вместе с тем было взято направление на открытие в каждом городе своего стационарного цирка.

Наступил момент, когда впервые после десятилетнего перерыва, в начале июня 1927 года, в Херсонской газете «Рабочий» появилось объявление о предстоявших гастролях в помещении Херсонского городского цирка приезжей труппы артистов: «Цирк “ГИГАНТ". Комическая пародия на опереттку «Баядерка», море смеха. Один вечер клоунады наших любимцев Нико и Хито. Полное обозрение Херсона. Злоба дня. Только сегодня Нико и Хито выступают три раза. С участием вновь прибывших гастролёров и артистов Госцирков». Цены билетов были стандартными и вполне приемлемыми: 25 копеек - билет взрослый, 15 копеек - детский.

Конечно, нам уже, пожалуй, и невозможно представить, что творилось на открытии цирка в Херсоне в 1927 году, да и газета «Рабочий» как-то уж совсем скупо информировала об этом своих читателей. Зато в июле 1928 года переименованная уже в «Наддніпрянську правду» газета описала начало циркового сезона во всех красках (сохранена орфография оригинала): «Таке безглуздя, яке було на відкритті цирку, трудно було навіть передбачити. Відкрили цирк на годину пізніше, ані-ж то треба. Молодь, щоб захопити найкращі місця на гальорці, почала напирати. Коли ж одчинили двері, то почалося ціле стовпотвореніе. Крики, стогони були такі, ніби люди кудись тікають, рятуючись од пожежі. Внаслідок того, що ніхто вже не міг зі власного бажання продертись до дверей, відвідувачі, що мали спільні квитки (на 2-х чи 3-х чол.) роз’єдналися. Один, скажемо, з квитком продерся, а двоє - без квитка - ще мучаться в натовпі. Крики про допомогу, плач, безсиле викрикування тих, що пробували навести порядок, усе змішалося. А над усім цім гудів невпинний щирий “мат”».

Ну, кто после этого скажет, что цирк в Херсоне не любили?

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №3 (1052).- 20.01.2022.- стр.5

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.