3.
О Шулдан,
светлой дугой венчающий густой туман долины.
Ты многочисленными глазницами своими
взираешь на суету,
царящую на дорогах,
лентами пересекающих зеленый бархат леса.
По ним веками проносятся
мгновения человеческих желаний,
устремлений, жизней.
А ты, Шулдан, стоишь
и величественно провожаешь взглядом
суетящихся муравьев,
Время от времени сбрасывая с себя оцепенение
и, вздрогнув всей громадой,
скатываешь вниз огромные валуны.
Нет, не со зла конечно, я знаю.
Просто, нужно иногда пошевелиться,
размять старые кости,
а там уж когда лес рубят
и то щепки летят.
Скажи мне, Шулдан,
считал ли ты когда-нибудь,
сколько людей прошло
через твои недра,
сколько жило в твоих пещерах
чернецов и просто бродяг?
Если да, то зачисли в их число и меня,
ибо душа моя зацепилась и повисла
на твоих ослепительно-белых скалах,
растеклась в твоих таинственных пещерах,
заблудилась в ароматах твоего леса...
4.
Цепляются за ноги колючки можжевельника,
как будто предостерегая,
будьте осторожны, не поддавайтесь чарам этих мест.
Но уже поздно,
мы давно очарованы
величественными камнями Княжества Феодоро
и манит нас старая тропа вверх,
между деревьями и камнями,
застывшими в призрачно-голубоватой дымке.
А тропа настолько древняя,
что не счесть людей,
коснувшихся ее своими подошвами.
До сих пор не растаял в воздухе крик караима,
звучавший каждое утро много веков подряд,
зовущий из долины работников в город,
как тогда казалось,
незыблемый и вечный.
По сей день один из мысов Мангупа
зовется Мысом Зовущего Иудея.
А тропа шепчет, -
не останавливайтесь, вперед:
выше и выше.
И, вдруг, как в замедленном кино,
из зеленого полумрака
выплывают с обеих сторон двурогие камни.
Их правильные формы
намекают на искусственное происхождение,
а приглядевшись,
можно различить на торцах
красивую вязь ветхого иврита.
Да, это караимское кладбище,
затерявшееся в лесах и веках.
Его вечный покой
нарушается лишь скрипом деревьев,
легким щебетом птиц
да шорохом шагов редких людей,
часто даже не замечающих
разбросанные по склонам надгробья.
Вечный покой вам,
жившие здесь и здесь же почившие...
Крапива, обжегшая руки и ноги,
подсказывает, что мы у цели –
еще несколько десятков метров
и , измученные жаждой,
впиваемся в живительно-холодную воду
Мангупского источника.
Чудо Творца,
поражающее своим великолепием:
источник, бьющий на вершине горы.
Такое запоминается на всю жизнь –
особенно переход
из Царства Мертвых к Источнику,
искрящемуся всеми красками Жизни.
Мы, как завороженные,
смотрим на прозрачный поток воды,
связывающий своей кристальной нитью
Прошлое, Настоящее и Будущее.
А может это и есть Река Времени...
5.
Здесь воздух пахнет степью
и ничто не указывает на то,
что мы находимся на вершине горы.
Вот только ветер,
который почти никогда не затихает,
но и он часто является признаком степи.
Поэтому, миновав заросли барбариса,
и пройдя через большое поле,
покрытое густой шелковистой травой,
невольно вздрагиваем у обрыва,
по краям поросшего редким можжевельником
и одичавшими грушами.
Резкий ветер толкает в спину,
как бы приглашая к полету,
но сердце вдруг замирает,
ноги подкашиваются
и, присев на уступе,
некоторое время привыкаем к высоте.
Мой Спутник усмехаясь говорит:
- Некоторые принимают приглашение Ветра,
а результат всегда один –
ты не единожды видел скромные могилки
внизу, на склонах, -
и, усевшись поудобнее на скальном выступе, добавляет, -
все-таки коварный приятель Ветер,
с ним держи ухо востро...
Я и соглашаюсь с ним и нет.
Ведь те, кто подружились с Ветром,
испытали чувство полета.
Пусть всего несколько мгновений,
но мгновений свободы.
Впрочем, в глубине души, осознаю –
это очередной миф,
создаваемый у нас на глазах
чарами Мангупа.
Спутник улыбается,
щурясь в лучах заходящего солнца,
искоса поглядывая на меня,
и, как бы прочтя мои мысли, замечает:
- Много мифов и легенд родилось здесь.
Одним мифом больше или меньше,
не имеет значения, -
и, указательно вскинув руку в сторону развалин, -
может пройдемся, посмотрим, что там новенького...
Мы медленно идем по краю обрыва,
заглядывая в пещеры, попадающиеся на глаза
то здесь, то там и беседуем.
- Не возможно привыкнуть к тому,
что открывается здесь взору, -
его речь вдумчивая и медленная
как бы приглашает к размышлению.
- С детства помню эти места,
а привыкнуть не могу.
Каждый раз все видится по-новому, в ином свете.
Даже не могу объяснить, почему.
Просто, порой, какой-нибудь новый нюанс –
то ли запах, то ли звук, то ли цвет,
а в результате ощущение,
что ты здесь впервые...
А, иногда, чувство, что уже был здесь,
но давно. Очень давно – в другой жизни...
Не заметив за беседой,
мы уже ступили на битый камень
и черепки развалин цитадели.
Я обращаю внимание на резные камни,
хаотически расположенные в кладке стены.
- Когда сюда пришли турки, -
заметив мой интерес, говорит Спутник, -
они из разрушенных и разбросанных
обломков старого замка
сложили новый.
Вот и получилось,
что в кладке оказались камни
с резьбой древне-византийских камнерезов...
Замираю от пронзившей меня мысли:
Ведь передо мной еще одна сцена.
Только последняя труппа
покинула этот театр,
оставив декорации от разных спектаклей
разбросанными в беспорядке.
А последним спектаклем, без сомнения,
Была Трагедия.
Нет, мой друг,
нам уже не играть в этом спектакле,
опоздали,
всего лишь на несколько веков.
Хотя постой. Ты слышишь?
Аплодисменты –
это рукоплещут листьями деревья.
Значит не все потеряно –
пока есть сцена, есть и театр.
А посему, пошли,
наш выход...
|