Амет-Хан султан - герой неба
За годы войны этот прославленный летчик совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, на его счету 49 сбитых самолетов противника. Дважды Герой Советского Союза, командир эскадрильи, гвардии майор, Заслуженный летчик-испытатель СССР. Его именем названы улицы в Алупке, Жуковском, Волгограде, проспект и аэропорт в Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе. Бронзовые бюсты летчика установлены в его родном городе Алупке, в Махачкале, в Ярославле в 2010 году установлен памятник. На фронте с 22 июня 1941 года. В первый же день войны, находясь в Молдавии, выполнил несколько боевых вылетов на разведку и штурмовку наступающего врага. Последний воздушный бой провел 29 апреля 1945 года в небе над Берлином, сбив «Фокке-Вульф».
20 октября ему исполнилось бы 90 лет. Летчик погиб в феврале 1971 года при выполнении испытательного полета. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Вот как вспоминает о нем один из летчиков 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта – В.С.Пальмов в своих мемуарах «С Таврических аэродромов». «Это было в марте 1944-го. На один из наших аэродромов пожаловал «Мессершмитт». Спикировал и сбросил вымпел с запиской: « Вызываю на поединок вашего лучшего аса. Условия: высота 3000 метров, до набора высоты в бой не вступаю». Наглая самоуверенность фашистского аса поразила летчиков. Командующий дал добро: «Разрешаю Амет-Хану».
Все замерли на аэродроме, даже зенитчики перестали стрелять: взлетел Амет-Хан Султан. Бой начался прямо над головой, на глазах у всех. В течение 15 минут – сплошной каскад фигур, вой моторов, и ни одного выстрела. А у обоих летчиков полный боевой комплект. Амет-Хан поймал немецкого аса на обратной петле. После мощной очереди «Мессер» покачнулся и начал падать. Все увидели белый купол парашюта. Немецкий ас приземлился прямо на аэродром. На земле он сдал оружие. Это был капитан люфтваффе, сбивший 50 советских самолетов. Единственной просьбой его было: показать, кто его сбил. Через час Амет-Хан отвез на фашистский аэродром вымпел с запиской: «Ваш ас находится у нас. Амет-Хан Султан». Это лишь один из эпизодов его «летной биографии». А сколько всего было!
Под Ярославлем он одержал свою первую победу. Израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс», ударив его левой плоскостью. При ударе самолет Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Он выбрался из кабины и прыгнул с парашютом. За этот бой его наградили именными часами и орденом. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта. Зарекомендовал себя как отличный летчик-истребитель и был включен в состав своеобразной сборной советских летчиков, созданной для противодействия немецким асам. В январе 1944 года признанный ас принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полет. Вот уж действительно «Воздушный лев», как его называли друзья. Настоящий герой неба!
Илья Терновой, Людмила Ташкевич
"Новий час".- №47 (182).- 25.11.2010.- стр. 15