on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Новини регіону

07.11.2024, 23:22

Херсон відвідали українські літератори Іздрик, Чорногуз і Цілик

У Херсоні 5 листопада пройшли поетичні читання Meridian Kherson 2024. ...
06.11.2024, 23:24

У Миколаєві відкриють персональну виставку херсонської художниці Яни Голуб'ятникової

Персональну виставку херсонської художниці Яни Голуб'ятникової “Почути, ...
04.11.2024, 23:46

Актриса Херсонського театру імені Миколи Куліша номінована на Шевченківську премію

Комітет з національної премії України імені Тараса Шевченка оприлюднив ...
> Спірна тема > Анти - чумаки пустелі Сахари

Сахара: от саванны — до пустыни

Сахара — крупнейшая в мире пустыня площадью более 9 миллионов 65 тысяч квадратных
километров, располагающаяся на территории 11 стран Африки: Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Судана, Туниса, Чада. Как утверждают геологи, в конце последнего ледникового периода (XII—X тыс. до н. э.) пустыня Сахара была такой, как сегодня (рис. 1). Но примерно с X тысячелетия до н. э. климат ее резко изменился и превратил эту территорию в саванну.

Здесь появились озера и реки. Разрослись субтропические растения. В фауне тогдашней Сахары были такие крупные животные субтропиков, как жирафы, слоны, носороги, гиппопотамы.
В реках водились около 30 видов крупных рыб длиной до 2 метров, а также крокодилы. (Последние представители крокодилового племени Сахары и нынче живут в небольшом водохранилище в Хог-Гари на краю пустыни.)
Изменение климата побуждало людей, живших в долине Нила, к переселению в оазисы Сахары. Эти переселенцы оставили тысячи рисунков на скалах пустыни с изображениями животных, которые наслаждались жизнью в тамошней саванне (рис. 2).

Тем не менее, начиная приблизительно с 5300-х по 3500 годы до н. э. муссонные дожди постепенно уменьшаются, а со временем и прекращаются вообще. Цветущая саванна снова превращается в пустыню, в которой нынче ежегодно наблюдается около 160 тысяч миражей с изображениями картин из жизни субтропической Сахары.
Возможно, это кажется мистикой, но тамошние жители убеждены, что сахарские миражи зеркально отображают прошлую жизнь Великой пустыни. Они стационарны и подвижны, вертикальные и горизонтальные. Современные жители Сахары составили даже специальные карты караванных путей, где обычно появляются миражи гор, оазисов, пальмовых рощ, колодцев и т. п.

Конец «эры дождей» в Сахаре совпадает с возвращением людей на свои исходные позиции, в долину реки Нил, и началом «эпохи фараонов».
Ученые до сих пор спорят относительно темпов «засушения» Сахары. Одни говорят, что этот процесс завершился еще в III тысячелетии до н. э. Другие считают, что Сахара окончательно превратилась в пустыню приблизительно в VII веке до н.э.

Есть расхождения и в оценке путей расселения людей и культурно-цивилизационных влияний в те времена.
К примеру, нильская версия расселения и возвращения людей из Сахары была поставлена под сомнение находкой в 1962 году итальянским ученым Ф. Мори мумифицированного трупа ребенка (5500 годы до н. э.) на севере от сахарского нагорья Тибести. Эта детская мумия была найдена в скале, на которой был изображен странный рисунок, который до сих пор не могут растолковать.

Ясно лишь одно: учитывая, что древние египтяне начали мумифицировать умерших лишь с началом «эпохи фараонов» (III тыс. до н. э.), вероятно, что именно пустыня Сахара могла стать местом зарождения религиозных культов, мифов и традиций Древнего Египта.

Гараманты — дети Аполлона

Как мы убедились раньше, на огромной территории африканской пустыни Сахары люди жилы по меньшей мере с XII—X тысячелетий до н. э. Тем не менее, из всех цивилизации Сахары нас больше всего интересует самобытная цивилизация одного из библейских народов моря, который вошел в историю под именем гараманты.
По свидетельству целого ряда античных авторов (Тацита, Теофраста, Страбона. Вергилия, Плиния Старшего, Птолемея), гараманты более 2 тысяч лет (XI в. до н. э. — VII в. н. э.) доминировали от среднеземноморского побережья Ливии (так тогда называлась вся Северная Африка) вплоть до населенных негроидным народом стран Судана.
Как отмечает российский автор С. Козлов, многие исследователи считают (и он с ними соглашается), что суффикс «ант» в имени этого народа свидетельствует о его пеласгическом происхождении.

Российский историк А. Чертков писал (1855 г.), что пеласги проживали в III—II тысячелетиях до н. э. на территории Греции (до греков. — В.Б.). А современные украинские исследователи П. Гарачук и А. Губко добавляют, что выходцы из Украины (Эллада №1) — пеласги проживали не: только на территории Греции (Эллада №2), но и на Ближнем Востоке.
В частности, пеласги жили в Палестине, которой, собственно, и дали ее нынешнее название. Со своей стороны заметим: многие ученые не сомневаются, что у пеласгов было еще одно название — лелеги.

И еще один факт, который, на первый взгляд, выглядит довольно неожиданным.
Историки единодушны в своем утверждении, что анты — это древнеукраинское племя, которое проживало в бассейне украинских рек Днестр и Буг (Черняховская археологическая культура, II—I тыс. до н. э.).

Таким образом, получается, что североафриканские гараманты (столицей которых был город Гарама) происходят из семейства лелегов/пеласгов. Прародиной последних была территория современной Украины, где в те же исторические времена проживали их родственники, которые назывались просто — анты.
И, наверное, цивилизация антов была не из худших в мировой истории человечества, если с давних времен люди увлекаются античным миром, его материальной и духовной культурой и искусством!

О родственности антов украинской Эллады (Сабатиновская культура Трипольской цивилизации и Черняховская археологическая культура), антов греческой Эллады (Крито-микенская цивилизация) и антов Сахары (гарамантов) свидетельствуют хотя бы общие культы Бога Аполлона и Богини Артемиды.
Например, если посмотреть на статую Богини Артемиды Эфесии (многогрудой), которая хранится в Археологическом музее Триполи (Ливия), то можно убедиться в ее украинских (эллинистических) чертах лица (рис. 3).
Это, впрочем, и неудивительно, поскольку культ богов-близнецов Аполлона и Артемиды был принесен в Спарту во II тысячелетии до н. э. дорийцами (Сабатиновская культура Трипольской цивилизации) из украинской Тавриды (северное Причерноморье и Приазовье). А это, как известно, были территории скифов/ариев, которые сами себя называли саками (от слова топор). А со временем, как мы видим на рисунке 3, эти культы скифо-эллинских богов были перенесены антами на североафриканское побережье в Сахару.

Согласно критской легенде, в давние времена критский царь Минос поселил свою дочь Акакаллиду в Ливии (тогда так называлась вся Африка). Там она родила от бога Аполлона сына, который и был назван Гарамантом.
Но, кроме этой легенды, есть немало и других доказательств указанной выше цивилизационной родственности.
В частности, анты Сахары использовали те же формы погребений своих умерших, что и жители Микенского государства (эгейский остров Крит). Та же водопроводная система фоггаров (сеть колодцев, соединенных штольнями).

Такие же боевые колесницы, которые использовались и жителями Крита — этеокритами/теукрами (рис. 6). Одинаковым было и оружие: копья, дротики, мечи, круглые шиты.
Эти образцы оружия, как исследовал В. Клочко, тождественны образцам оружия, которое использовали носители Сабатиновской локальной культуры Трипольской цивилизации, жители Крита, Сардинии и Египта (Луксор, долина царей).

По данным известного Энциклопедического словаря Ф. Брокгауза и И.Эфрона (1893г.), такое же оружие, и в те же времена, использовали спартанцы/дорийцы.
Но и это не все. Если мы посмотрим на оружие троянского царя Энея (рис. 4), изображенного на аттической вазе (V в. до н. э.) из Археологического музея Новари (Италия), мы тоже увидим там аналогичное копье и круглый щит.

Таким образом, все эти материальные и культурные артефакты свидетельствуют, что троянцы/теукры, критяне/этеокриты, египтяне/копты и гараманты происходят от украинских трипольцев (Сабатиновская археологическая культура) и антов (Черняховская археологическая культура).
К этому добавим, что воины (носители того оружия) изображены на фресках в пустыне Сахаре белокожими людьми с синими глазами. Понятно, что на фоне негроидных аборигенов Африки они явно выглядят пришельцами из Европы.

Более того, посмотрите, например, на передний план фотографии выставки (рис. 5) в Археологическом музее ливийской столицы Триполи (основанной, скорее всего, украинскими трипольцами). На ней, как можно увидеть, экспонируется мраморная голова мужчины с усами и типичными украинскими чертами лица. - Мы хорошо знаем, что негроидные автохтоны Африки, римляне и арабы никогда не носили таких причесок и усов. Так что, увидев типично украинские черты лица этого анта — «казака» Сахары, у нас исчезают всяческие сомнения в скифско-арийском происхождении гарамантов.

В этой связи показательно, что высохшие русла рек в пустынной Африке и нынче «почему-то» называются по-санскритски — вади (вода). Высочайшее нагорье в пустыне Сахаре тоже имеет «почему-то» санскритское название — Тибести (так же, как и высочайшее нагорье Азии — Тибет). А погребения антов Сахары, расположенные в районе Тибести, до сих пор называются тамошними аборигенами как «гробницы белых людей».
Кстати, стиль изображения лошадей гарамантов на наскальных рисунках в пустыне Сахаре (так называемый «летящий галоп») — весьма похож на стиль изображений Крито-микенской цивилизации (рис. 6).

Чумаки пустыни Сахары

У гарамантов было мощное централизованное государство со столицей в городе Гарама (нынче — оазис Джерма, который располагается на юго-западе современной Ливии). Так что название этого народа расшифровывается как анты Гарамы.
Именно так их назвал «отец истории» Геродот, который, бесспорно, знал о существовании украинских антов (так как писал о них!). Последние, как известно, проживали между Днестром и Бугом (II тыс. до н. э. — I тыс. н. э.) и дали название всему античному миру. Гарама была достаточно большим (в ее окрестностях найдено не менее 60 тысяч погребений) и развитым городом. В I—II веках н. э. столица сахарских антов была городом с каменными и кирпичными зданиями (рис. 7).
Ее улицы были вымощены камнями, а коммунальные сети оборудованы водопроводом с фоггарами. Были здесь и многочисленные мастерские ремесленников. Особенно Гарама славилась (трипольская традиция. — В.Б.) своими гончарными изделиями.

Культура гарамантов вобрала в себя опыт скотоводства и земледелия как африканских народов (берберов), так и этеокритов/теукров. Последние пришли на африканское побережье, очевидно, из Трои — транзитом через Крит. Они имели свою письменность, азбука которой состояла из 29 букв.
Роль гарамантов в жизни тогдашней Сахары (II тыс. до н. э. — I тыс. н. э.) была чрезвычайно весомой. Гараманты имели мощную и мобильную армию, основу которого составляли боевые двухколесные колесницы, запряженные четверками лошадей.

Именно эти колесницы гараманты, по словам Геродота (V в. до н. э.), использовали в своих нападениях на «пещерных эфиопов». Постоянно нападали они и на египетские царства, финикийские, карфагенские и римские колонии.
Фактически под их контролем находились едва ли не все оазисы и караванные пути Сахары. Они были основными торговыми посредниками между странами «черной» Африки, финикийскими колониями, Карфагеном и африканскими колониями Рима.
Именно от гарамантов Римская империя получала слоновью кость, золото, диких зверей, страусовое перо, чернокожих рабов. Они богатели также на торговле солью и драгоценными камнями.

В погребениях гарамантов археологи нашли многочисленные этрусские кубки и золотые украшения, финикийские вазы, римские монеты, гребни из слоновьей кости, что свидетельствует о налаженных торговых связях этого народа со всеми цивилизованными народами древнего Средиземноморья.
Объединение народов моря, в которое входили гараманты, постоянно воевало с Египтом фараонов. В египетских документах начиная с конца XIV века до н. э. регулярно встречаются рассказы о военных стычках египтян с народами моря. О победах над ними пишут в XIII веке до н. э. фараон Мернептах, в XII веке до н. э. фараон Рамзес II.
Наскальные рисунки из Сахары и исследования палеоантропологов свидетельствуют о том, что после поражений в продолжительной борьбе с Египтом пришельцы с Крита постепенно смешивались и, в конце концов, ассимилировались с коренным европеоидным населением Северной Африки.
В целом следует отметить, что Крито-микенское государство не ограничивало свое влияние островом Крит. На самом деле оно контролировало практически всю Эгеиду, то есть большинство островов Эгейского моря.

Кроме того, заметим, что греки термином ливийцы называли всех европеоидных жителей Северной Африки, а термином эфиопы — представителей всех негроидных народов Африки.
Гараманты достаточно долго и активно сдерживали римскую экспансию в Северной Африке, хотя в 19 году н. э. римские легионеры и взяли штурмом их столицу — Гараму. Наконец, в конце I века н. э. римляне были вынуждены подписать с ними договор об «дружбе».

Хотя эту «дружбу» каждый из партнеров понимал довольно своеобразно. Посмотрев на рисунок 8, мы можем убедиться, что римляне с плененными гарамантами не очень-то церемонились. И часто последние погибали на аренах римских Колизеев в неравной борьбе с дикими зверьми и другими гладиаторами.
В свою очередью гараманты во II—IV веках н. э. были основной ударной силой антиримских восстаний в Северной Африке. А начиная с V века н. э. (после падения римских колоний в Африке), цивилизации гарамантов достигает пика своего развития и могущества. Они становятся единоличными властителями практически всей огромной территории пустыни Сахары.
Тем не менее в VII веке н. э. в Сахаре появился враг, который сумел нанести поражение гарамантам. Это были арабы, которые около 669 года н. э. разбили их войско и захватили столичный город — Гараму.

Структура государства гарамантов была разрушена: арийскую элиту лишили власти, армию разбили, основные источники доходов перешли в руки завоевателей-арабов.
Также настойчиво наступала на оазисы Сахары и пустыня. А с ней — и автохтоны Африки, кочевники-берберы. С одной стороны, берберы были близки по образу жизни и социальной организации к гарамантам. С другой — они были близки и арабам. В конце концов, это и привело к взаимной ассимиляции части гарамантов с берберами и арабами.
Другая часть рассеянных арабами гарамантов, мигрировала в горные районы Сахары (нагорье Тибести). Там они, скорее всего, смешались с туарегами, которые примерно в VI веке н. э. выделились из общей массы лево-берберских народов.
Туареги, по мнению известного исследователя Сахары А. Лота, являются прямыми потомками гарамантов, о которых с момента арабского завоевания Сахары уже ничего не пишут местные хроники.

Само же название этого народа, который упорно не желал исламизоваться и придерживался принятой в VI веке н. э. христианской веры; в переводе с арабского означает — «отторгнутые Богом». А самоназванием народа, известного нам под арабским словом туареги, является имя имошаг — «свободные» (люди).
Туареги и нынче живут в этих местах, разводят верблюдов и лошадей и, как и раньше, «работают» чумаками — торгуют солью, которую привозят из отдаленных районов Судана на север Африки.

Напоследок отметим, что приведенные выше факты убедительно свидетельствуют, что троянцы/теукры, критяне/этеокриты. египтяне/копты и гараманты/туареги являются потомками древне-украинских этносов: трипольцев (Сабатиновская археологическая культура) и антов (Черняховская археологическая культура). Цивилизация актов Тарами растворилась среди моря аборигенных этносов пустыни Сахары. (В отличие от арийской касты брахманов в Индии, они позволяли себе смешанные браки с коренными народами Африки.)
Хорошо это или плохо, судить не нам. Возможно, таким образом, они приблизили к нам современную Ливию и Северную Африку в целом?..

Валерий БЕБИК,
профессор, проректор Университета «Украина», глава Всеукраинской ассоциации политических наук.

Голос Украины .- №178.- 23.09.2009.- стр. 12-13

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.