«Запор» - за тысячу бутылок водки
Недавно, проходя мимо одной из автостоянок в центре города, вдруг поймал себя на мысли, что очень давно не встречал на дорогах Херсонщини «советское чудо отечественного автопрома», самый доступный некогда народный автомобиль «Запорожец»
Как быстро летит время! Пожалуй, нынешняя молодёжь, знакомая с бесчисленным количеством иномарок, заполонивших наши дороги в последние четверть века, будет крайне шокирована, узрев сей привычный для старшего поколения автомобиль. Равно как паровой прототип автомобиля и паровоза, построенный изобретателем Кюньо в 1769 году, произвёл смятение среди французов.
Благодаря подшивкам старых советских газет, не обходивших молчанием ни одно, пусть даже самое незначительное, достижение, теперь можно проследить, когда впервые жители Херсона увидели это чудо техники. Случилось это ровно 61 год назад, в конце апреля 1960 года.
Рассматривая фотографии послевоенного Херсона, невольно отмечаешь почти полное отсутствие автомобилей на улицах. Грузовички «полуторка», после 1950-го - «газончик», ГАЗ-51 или автобус, собранный на той же базе, отечественный «Москвич-402», реже «Победа», ещё реже двадцать первая «Волга», из иномарок - трофейная легковушка... Вот, пожалуй, и всё.
Поэтому появление на наших улицах маленького «Запорожца» было сродни чрезвычайному событию, вызывавшему гордость за произведение отечественного автопрома. Стоит отметить, что в первомайской демонстрации 1960 года ЗАЗ-965, заняв почётное место во главе одной из колонн трудящихся, гордо «продефилировал» перед кумачовыми трибунами с городской партийной элитой.
Создание первой советской «народной» малолитражки было связано, в первую очередь, с непреодолимым желанием «утереть нос Западу», а не с заботой о благополучии трудящихся. Никита Сергеевич Хрущёв, выдвинувший в качестве жизненного тезиса ленинско-сталинскую идею «догнать и перегнать Америку», уже в мае 1957 года превратил эту идею в главную государственную цель. Весь смысл хрущёвского авантюрнополитического плана сводился к тому, чтобы в течение ближайшего десятилетия «перегнать» Америку по всем экономическим показателям и уже к 1980 году построить коммунизм.
В противостоянии двух политических систем то обстоятельство, что Советский Союз, не обладающий серьёзным потенциалом и опытом отечественного автомобилестроения и прошедший ужасное горнило разрушительной войны, уже не имело никакого значения. Соответствующее постановление Центрального Комитета утвердило создание в стране автомобиля, «доступного широким массам трудящихся».
Для начала, опять таки «за бугром», подыскали подходящую малолитражку. Ею оказался недавно появившийся итальянский «Фиат 600» (1955 г.). Конструкторское бюро московского завода малолитражных автомобилей принялось за дело. Однако создать полную отечественную копию «итальянца» было нельзя - автомобиль должен был быть всё-таки советским. Поэтому в конструкцию внесли значительные изменения. Они повлекли за собой определённые трудности во взаимодействии отдельных узлов нового автомобиля.
Длительное время не могли решить проблему с подходящим двигателем - советская промышленность ничего подобного не производила. Предлагали даже укомплектовать малолитражку мотоциклетным движком! Представляете, как выглядел бы на трассе сей «кашляющий» и «чихающий» шедевр? Пожалуй, новый автомобиль не слишком бы отличался от двухместной инвалидной мотоколяски СЗА с мотоциклетным двигателем. Помните знаменитый фильм Леонида Гайдая «Операция «Ы...», в котором знаменитая троица Трус, Балбес и Бывалый рассекали на чадящей сизым дымом красной «инвалидке»?
Меж тем время, отпущенное Хрущёвым на создание отечественного авто, быстро истекало, а работы почти по каждому автомобильному узлу было невпроворот. Подключили другие отечественные конструкторские бюро. В частности институт НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), занимавшийся разработкой новых двигателей на базе «Фольксвагена» и BMW, и конструкторские бюро военно-промышленного комплекса. Совместными усилиями дело сдвинулось с мёртвой точки. К этому периоду производство перевели в Запорожье - на бывший завод сельхозмашин «Коммунар», где в ускоренном темпе началось устройство нового автопредприятия.
В конце 1950-х первые опытные образцы нового автомобиля, получившего официальное имя ЗАЗ-965, появились на дорогах страны, где проходили испытание в «полевых условиях». К этому времени многие предприятия Украины уже получили заказ на изготовление деталей и различных узлов к новым машинам. Не обойдён был госзаказом и Херсонский электромашиностроительный завод, начавший производство стартеров и генераторов для малолитражки.
Наконец, перед майскими праздниками 1960 года один из таких опытных «Запорожцев» в сопровождении представителей Мелитопольского моторостроительного завода прибыл для продолжения испытаний в Херсон. Новое авто, разъезжавшее по улицам нашего города, притягивало взгляды горожан и наполняло их сердца гордостью за свою страну. А уж после интервью водителя авто Черникова, опубликованного в местной газете «Наддніпрянська правда», гордости за отечественное автомобилестроение стало ещё больше: «По міцності, витривалості та економічності “Запорожець" не має собі рівних серед машин найлегшої ваги. Машина не потребує багато бензину. Пального в баку місткістю 33 літри досить на 500 кілометрів шляху при “крейсерській” швидкості 70-75 км/год.».
18 июля 1960 года один из образцов уже испытанного дорогами страны авто был доставлен для «высочайшей демонстрации» в Кремль. Водитель-испытатель завода «Коммунар» А. Скидаенко покатал Никиту Сергеевича под окнами Совета Министров СССР. Машиной Хрущёв остался весьма доволен. Ещё бы, такой «плевок» в сторону Запада!
Осенью того же года новые народные автомобили поступили в продажу. Цену первому «Запорожцу ЗАЗ-965» определили в 1800 рублей. Правда, людская смекалка тут же перевела её в более подходящее понятие: на тот момент поллитровая бутылка водки стоила 1 рубль 80 копеек, и по-народному цена первого «Запорожца» равнялась ровно тысяче «поллитровок»! А ещё, «оценив» внешний вид и салонные удобства авто, народ метко окрестил новую машину «горбатый». Впрочем, были у нового авто и иные названия: «консервная банка», «запор» и прочие.
Вместе с тем, несмотря на все насмешки, вскоре в СССР были налажены экспортные поставки новой малолитражки за рубеж. Правда, они несколько отличались от обычного «рабочее-крестьянского» транспорта прежде всего качеством сборки, улучшенной комфортностью салона. Выпускался также вариант автомобиля с рулём справа, для стран с левосторонним движением. Экспортные варианты советского «запора» имели торговое обозначение Jalta или Eliette.
Александр Захаров
Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №20 (1017).- 20.05.2021.- стр.5
Публікація першоджерела мовою оригіналу