Завод по переработке мусора и городская электростанция
Складывается стойкое впечатление, что каждое, пусть даже самое необходимое и важное, начинание в нашем городе наталкивается на невидимое, но непреодолимое препятствие
И это странное явление возникло не сегодня. Вот, к примеру: идея постройки мусороперерабатывающего завода уже очень давно с завидным постоянством всплывает обычно накануне выборов, еще с… 1900 года. С того момента, когда в Российской империи заинтересовались возможностью получения газа из бытовых отходов.
Проект переработки мусора преследовал две цели: использование дешевого топлива для освещения улиц и полное уничтожение свалок, которые дорого обходились горожанам. Вокруг этой идеи было много разговоров и жарких споров, но, к сожалению, вскоре спорщики успокоились, и проект тихонечко «умер».
Реанимирование «мусорной идеи» произошло только через три года. В городскую управу обратились представители солидной английской компании «Горбфоль» с предложением устроить в Херсоне систему печей для сжигания мусора. Оборудование этой компании было признано лучшим во многих странах Европы, где его использовали с большим успехом. К этому времени уже и соседняя Одесса сделала заказ на опытный образец, но губернский город Херсон так и не нашел сил очнуться от «спячки». Проект был признан несвоевременным и опять незаметно «скончался»…
Еще через несколько лет, в 1910 году, в Херсоне появился крупный предприниматель Брейбурд, предложивший за свой счет устройство утилизационного завода с тем, чтобы после окончания концессии завод был бы передан городу. Однако и эти условия оказались неприемлемыми…
Светлое «завтра»
Немного ранее «мусорной» началась «эпопея» с освещением.
«…в темные ночи Херсон освещается не спиртом и, наконец, не маслом, но более допотопным способом, какого еще мне не приходилось встречать. В фонари вставляют здесь обыкновенные сальные свечи, которые и мерцают до тех пор, пока нагоревшая светильня от тяжести не наклонится и не стопит свечку. Или пока расчетливый полицейский не вынет этой свечки для частного употребления». Так писал в 60-е годы XIX столетия Афанасьев-Чужбинский в книге «Поездка в Южную Россию».
Но вот в Херсонскую городскую управу был представлен ряд проектов известных в Европе фирм. Они предлагали устройство городского освещения и проведение трамвайного маршрута на концессионных началах. Старания концессионеров оказались тщетными: все проекты отклонили.
В начале 1898 года киевский купец I гильдии Макс Бродский предпринял новую попытку и атаковал управу новым предложением. В случае заключения соглашения по этому контракту за ним признавалось право 50-летней эксплуатации электросиловых объектов, которые он обязался соорудить в течение года. Проект Бродского предусматривал строительство в Херсоне трамвайных путей протяженностью в 6 верст и устанавливал тариф для пассажиров в 5 копеек в одном направлении. Предусматривались льготы для учащихся и нижних чинов, для которых проезд стоил 3 копейки. Вагоны по маршруту должны были следовать друг за другом с интервалом в 10 минут, но не быстрее 15 верст в час.
Что же касается бытового электроснабжения, то по проекту Бродского потребителям предлагали два варианта приобретения счетчиков. Они могли быть либо выкуплены в собственность, либо предоставлялись напрокат с выплатой 10% стоимости в год. В стоимость пользования электроэнергией были внесены все расходы по текущему ремонту и замене перегоревших лампочек.
Частные абоненты должны были оплачивать потребление электроэнергии из расчета 3 копейки за 100 вт/час. Для предприятий и учреждений цена была намного меньше - 2 копейки за 100 вт/час. За уличное освещение в 120 фонарей предприниматель планировал взимать 100 рублей в год.
В это же время представители известной петербургской фирмы «Сименс и Гальске» обратились в городское управление с предложением устройства в Херсоне электрического освещения и 7-верстного маршрута трамвая с 14-ю двигательными вагонами. Обязуясь передать эти объекты городу в рабочем состоянии, безо всякой со своей стороны многолетней эксплуатации, всего за 321165 рублей.
Боясь пропустить важный момент, ранее отвергнутое «Бельгийское анонимное общество электрической тяги и электрического освещения», главный концессионер итальянских трамвайных линий, в срочном порядке направляет в Херсон своих представителей с новым, измененным проектом: вместо 40 лет они согласны отдать городу в собственность трамвай и электроосвещение всего через 37 лет. Вместо трех копеек оплаты за потребленную электроэнергию предложили 2 копейки…
Наконец, перебрав все возможные варианты, в начале 1900 года Городская Дума сделала решительный шаг и заключила долгосрочный контракт с «надежным» предпринимателем, инженером Максимилианом Рындзюнским. Не последнее слово в решении этого вопроса сыграли родственные отношения претендента с одним из думских депутатов.
Оставив залог в 15 тысяч рублей городской управе и связав ее дальнейшие действия подписанным контрактом, Рындзюнский навсегда покинул страну. Только в 1903 году по окончании срока действия соглашения, город объявил о расторжении контракта с предпринимателем.
Теперь, по просьбе городской управы петербургская фирма «Сименс и Гальске» предоставила приблизительную смету устройства в Херсоне электрического освещения. По самым скромным подсчетам проектируемая мощность электростанции в 6000 лампочек и 100 уличных фонарей обошлась бы городу в 230-250 тысяч рублей. То есть в 2 раза больше, чем предусматривала смета, составленная этой же компанией в 1898 году!
Пожалуй, здесь нужно учесть, что к этому времени Россия вела боевые действия против Японии на Дальнем Востоке, и огромные средства уходили на военные цели. Городской казне явно не хватало финансов, а впереди уже грозил смутой и беспорядками кровавый 1905 год. Заключение городской думы, принятое на заседании по вопросу трамвая в 1904 году, гласило: «Сооружение городского трамвая ввиду значительной стоимости и полной невыясненности доходности этого предприятия, а также вследствие местных топографических условий, незначительности городского населения и слабости торгово-промышленной деятельности, было бы довольно рискованно, по крайней мере, в ближайшем будущем…».
Так тихо и незаметно «сыграл в ящик» проект долгожданного херсонцами трамвая. Воистину, как странно устроен мир. Изобретатель электрического трамвая русский полковник Федор Апполонович Пироцкий похоронен совсем недалеко от Херсона, на цюрупинском городском кладбище.
Правда потом, уже после Великой Отечественной войны город опять вернулся к идее строительства городского трамвая. Но и этот проект не смог «выжить»: бренные останки этой идеи закатали в бетон моста, соединяющего город с Карантинным островом, теперь уже навечно.
Да будет свет!
В 1905 году было еще несколько предложений по устройству электрического освещения. В частности, город получил заявки от акционерного общества «Артур Коппель» и строительной конторы Атанасиу. Эти предложения, как и множество других аналогичных, были отвергнуты по причине отсутствия финансов.
Между тем примитивное керосиново-, спиртово-, калильное освещение улиц и учреждений, съедало немалую часть городских денег. Так, только для освещения Потемкинского бульвара и учреждений городского управления требовалось около тысячи литров денатурированного спирта в год. А стоимость работы одного керосино-калильного фонаря в 500 свечей составляла 1 копейки в час.
Пожалуй, и в начавшемся XX веке у города не было никакой возможности выбраться из густой темноты XIX столетия, если бы не гласный городской думы Петр Иванович Соколов. Летом 1907 года он предложил городу заем в 250 тысяч рублей с ежегодным погашением в 15 тысяч рублей, сроком на 37 лет. Причем средства в счет погашения займа должны были поступать на счета благотворительных обществ и служить на благо нуждающихся людей.
Вообще, Петр Иванович славился своим бескорыстным меценатством, он утвердил фонды помощи безработным, учащимся, бедным невестам, детским приютам. Одним из первых он приходил на помощь попавшим в затруднительное положение. Так, Соколов пожертвовал внушительную сумму в 25000 рублей в пользу нуждающихся хуторян, поддерживал финансово семьи солдат, ушедших на фронт, выдавал временные и безвозвратные пособия, не отказывая никому.
Херсонский парадокс: человек, так много сделавший для города и для людей, был лишен советской властью всего, даже мизерных средств к существованию. По свидетельствам старожилов, бывший меценат вынужден был нищенствовать и умер, оплакиваемый лишь своим верным псом, в 1920-е годы.
Но это все будет потом, а пока на календаре был еще 1907 год - весьма знаменательный для Херсона. На августовском заседании Городская Дума приняла предложение гласного Соколова и воспользовалась займом. Херсонскую электростанцию было решено возводить на Ярмарочной площади (ныне здесь расположен кинотеатр «Украина»). Освящение участка и закладка фундамента электростанции состоялись 28 мая 1908 года. Осенью того же года фирма Нобеля установила первый двигатель-дизель, а уже 15 декабря был выработан первый ток. Последний, третий дизель был введен в строй 5 июня 1909 года.
Первыми потребителями новой энергии стали госучреждения. Затем были освещены центральные улицы города и зажглись лампочки в домах состоятельных херсонцев. К началу 1910 года городская электростанция насчитывала уже 650 абонентов и хотя была рассчитана на 6400 ламп накаливания в 16 свечей, обслуживала 9000!
К концу этого же года количество подсоединенных точек достигло уже 13000 лампочек, и городская управа вынуждена была обратиться в городскую думу с докладом о запрещении подсоединения новых. Тогда же был поднят вопрос об увеличении мощности станции и подана заявка все той же фирме Нобеля на установку более мощного двигателя, способного удовлетворить возрастающие «электрические» потребности жителей города.
Джерело інформації: "Херсонъ - забытый Югъ. Блог Виктора Хмеля"
Публікація першоджерела мовою оригіналу