on-line с 20.02.06

Арт-блог

22.12.2021, 11:41

Але згадати потім ріки ці і монохром засніженої крони, цю лінію рядка і оборони, цю риму, як троянду у руці.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

23.02.2022, 16:07

Гончарівка запрошує на майстер-клас із пластилінової анімації

23.02.2022, 15:54

У Xepcoнi пpoxoдить oблacний чeмпioнaт з кaйт-флaїнґу

23.02.2022, 15:47

Дванадцять років з дня створення парку "Олешківські піски" на Херсонщині

> Персоналии > Визуальное искусство > Матвеев Борис Сергеевич > Борис Матвеев: между светом и тенью

Борис Матвеев: между светом и тенью

Бориса Матвеева херсонцы хорошо знают как видеоопертора, который несколько лет работал на «Скифии», в творческо-производственном объединении «Ранок». Сегодня он - оператор телекомпании «5-й канал» (Киев).
А известно ли вам, что этот человек не только замечательный оператор, но и талантливый фотограф? Он - ученик херсонского фотохудожника Николая Степанова, член фотоклуба «Херсон», творческой группы «А». Причем Борис принадлежит к той немногочисленной группе херсонских фотохудожников, чьи работы не только экспонируются на зарубежных выставках, но и получают награды.
Он стремится воспринимать фотографию как часть Вселенной - таинственной, но притягательной; простой, но восхитительной; сверхприродной, но человеческой; неизученной, но понятной - живущей своей жизнью! Фотоработы Бориса - всего лишь несколько проявлений этой жизни «Между светом и тенью»... Именно так называется первая персональная выставка Бориса Матвеева, которая открылась 28 марта в фотогалерее «Kodak» (пр. 200 лет Херсона, 12)

- Борис насколько сложно было выйти к зрителю с первой персональной выставкой, тем более, что сам-то в период подготовки находился в Киеве?
- Совершенно не сложно, если есть замечательные друзья, которые за результаты твоей работы переживают даже больше, чем ты сам. Сложно было только в плане подбора работ, а в плане технического оформления, организационной помощи мне неоценимую услугу оказывали друзья, творческая группа «А», и я им за это очень-очень благодарен. У меня такие товарищи, что даже если бы я не приехал из Киева, выставка все равно состоялась бы. Мне же оставалось чуть-чуть помогать и мучиться только оттого, что я не могу поблагодарить всех.

- Среди Ваших работ самая известная - «Иконы», получившая в 2007 году золотую медаль в Гонконге на Международном Салоне Фотографии YMCA. Почему на выставке она-то и не представлена?
- Как работа она, может, и добилась большего успеха на просторе фотографических выставок и салонов, но мне как человеку, который любит людей, жанр портрета более близок. Я люблю находить новых друзей, знакомых познавать с другой стороны (и не с одной), может быть, даже помогаю им самим узнать себя с разных сторон. Поэтому портрет как жанр для меня ближе - я по своей сути человеколюб. Для меня не важны национальность, раса, принадлежность к разным социальным или политическим группам. Мне интересны одухотворенные лица, которые излучают внутренний свет. Когда я вижу таких людей, я просто подхожу и предлагаю им сфотографироваться, это дает мне возможность находить еще больше друзей - тех, кто меня поддерживает. Потому я решил сделать выставку, может быть, и не такую обширную, а тематическую, чтобы люди не рассеивали внимание на разные жанры фотографии, а больше сосредоточились на одном. Мне кажется, не зря я первую свою выставку посвятил именно портрету, потому что человек занимает самое важное место во всех сферах.

- Но вернемся к началу творческого пути. Что заставило радиоинженера заняться фотографией, а потом и видео?
- Как технарю мне интересно было взять в руки фотоаппарат - как любую механическую или электронную вещь, которую называют «игрушкой для мальчиков». Захотелось «поиграть» какими-то новыми «игрушками», попробовать реализовать себя в этой сфере. У любого фотографа (не у художника) все начинается с технических вещей, и уже потом, если есть желание и возможности к росту, интерес переходит в плоскость творчества. Но все началось раньше. Еще в детстве я завидовал друзьям, у которых были фотоаппараты, а у меня еще не было. Меня привлекал не столько сам аппарат, сколько те загадочные маленькие цветные картонные коробочки, которые нужно было открывать, что-то доставать, куда-то вставлять. Они мне казались волшебными, несущими в себе какую-то загадку, какой-то потенциал, что-то таинственное, и мне тоже хотелось к этому приобщиться. И только будучи студентом последних курсов, году в 83-84-м, я заработал денег и решил купить хороший по тем временам фотоаппарат - «Киев». С того времени я тоже стал счастливым обладателем и перебирателем цветных коробочек от фотопленки, а фотоаппарат практически не выпускаю из рук. Он помогает мне зафиксировать то, что я вижу в жизни.

- Помните, что было на первой фотографии?
- Сложно сказать, что там было, и было ли вообще что-то. Тогда, очень давно, меня больше интересовал процесс технический, поэтому я не акцентировал внимания на том, что получается - важным было появление изображения на совершенно белой бумаге. Это потрясающее волшебство! Я был просто окрылен и не знал, с кем поделиться, боялся сразу выскочить с незафиксированным снимком, потому что знал, что на свету он тут же исчезнет, и жалел, что приходится терять время на фиксацию.

- Чем фотография стала для вас сегодня?
- Это удовольствие. Это, как однажды сказал мой знакомый, способ моего бытия. От всего этого действительно получаешь удовольствие - и от процесса работы над фотографиями, и от обработки, и естественно, когда приходят люди и оценивают твою работу, а ты понимаешь, что не зря этим занимаешься.

- Опыт работы оператором помогает фотографу?
- Начинал я как фотограф, но профессия видеооператора дала очень сильный толчок для развития - эти области искусства очень тесно переплетаются и взаимопроникают, поэтому привносят что-то свое в другую сферу. Естественно, занятие фотографией помогло мне постичь искусство видеооператора. И наоборот: работая видеооператором, я нахожу какие-то новые подходы к тому, чтобы реализовать себя как фотографа.

- А можно снимать одновременно и фото, и видео?
- У меня были такие мысли, но делать одновременно два дела, и оба качественно - не получается. Обычно у меня только один инструмент. К тому же, делать фотосъемку во время работы, когда у новостной группы не хватает времени, нереально: каждая секунда на счету, иногда не хватает времени толком собрать аппаратуру - делаешь это на бегу.

- Кстати, сейчас Вы работаете в Киеве на «5 канале». Выбор канала - это случайность?
- Я человек подвижный и мне интересно заниматься не сидячей работой, а быть среди людей, в гуще событий. Думаю, не случайно сложилось так, что я попал на информационный канал, который занимает лидирующую позицию среди информационных каналов в медиапространстве Украины. Можно сказать, мы друг друга нашли…

- Работать в Киеве сложнее, чем в Херсоне?
- После работы на ТВО «Ранок» работа на любом канале будет казаться просто отдыхом. Здесь в интенсивной работе мне удалось набраться опыта, его оценили киевские специалисты и согласились принять меня в свой коллектив. Теперь мы коллеги, друзья, у нас много общего, мы любим поговорить о творческих вопросах, о работе видеооператора, о фотографии, потому что все это связано между собой, и в работе это, конечно, здорово помогает. И хотя моя работа не настолько интенсивна, как в Херсоне, зато ответственность несравненно выше, потому что события, которые преподносятся зрителям Украины, просматриваются через призму более широких масштабов всей страны. Не могу сказать, что в Херсоне я работал хуже - любую работу стараюсь делать максимально хорошо. А коллектив там собрался со всей Украины - и с запада, и с востока, и с юга, и все находят общий язык, и нет никаких противоречий, которые навязывают нам политики. Работать очень уютно, комфортно, мы с коллективом привыкли друг к другу и, я думаю, что они ценят мое умение иногда больше, чем я этого заслуживаю.

- Среди коллег есть еще херсонцы?
- Да, на «5 канале» работают наши земляки - журналисты Алексей Братущак, Алена Сидорук, Настя Бойченко, которую многие знают по Херсону. Настя уже вышла из декретного отпуска и ведет «Бизнес-час». Так что там херсонцев хватает. У нас даже неформальное маленькое землячество - мы друг другу больше и чаще улыбаемся, чем другим.

- А сами себя ощущаете киевлянином или херсонцем?
- Я чувствую себя больше херсонцем. Будучи в Киеве, я больше ощущаю свою принадлежность к Украине. В Херсоне этого меньше сознаешь - разве что когда отсылаешь свои работы за границу, и там рядом с твоей фамилией стоит название страны: «Украина». А сейчас, когда я живу и там, и там, это ощущаешь более остро.

- Съемка каких сюжетов нравится больше?
- Нравятся те съемки, которые дают больше простора для творчества, когда не поджимает время (хотя такое бывает очень редко), когда есть возможность выразить себя через камеру. Это интересные люди, события, интерьеры. С людьми искусства легче общаться - может, я больше их понимаю, поэтому мне интереснее их снимать, и они лучше получаются. Интересны съемки в музеях, на выставках, как ни странно, рекламные съемки магазинов, где есть произведения искусства. Люблю, когда можно не торопясь находить интересные планы, ракурсы, и при этом получать эстетическое удовольствие от увиденных и воспроизведенных на камере композиций. Также интересны и событийные вещи - своей динамикой. Тогда появляется спортивный азарт: получится ли у тебя успеть передать атмосферу, какие-то значимые моменты на пленке, чтобы потом журналист смог показать это зрителю максимально реально, и чтобы человеку было понятно, что происходит? Работа оператора считается качественной, если на монтаже мало работы, если текст не нужен, если глядя на картинку можно понять, что происходит. В принципе, любые съемки интересны своим разнообразием - будь то какие-то пресс-конференции, официальные или неофициальные события, демонстрации, выставки, природа.

- Киев дал новые сюжеты для фотографий?
- Да, я в последнее время стал нагло пользоваться своим служебным положением и когда вижу интересных людей (а это заслуга наших продюсеров, редакторов), я после съемки предлагаю созвониться, встретиться и сделать небольшую фотосессию. И люди с удовольствием соглашаются. Мне этот процесс интересен и с точки зрения знакомства с новыми людьми, которые мне близки по духу. И каждый раз мне хочется восторг от понимания человека передать зрителю, поделиться еще с кем-то, и в этом мне помогает неформальная съемка. Мне хотелось бы, чтобы зрители, которые приходят на выставку, увидели всех окружающих как объект, который достоин любви и уважения. Чтобы всех, кого они встречают - на работе, на улице, дома, в гостях, в совершенно случайных местах - они внутренне готовы были любить.

Лариса Жарких
«Херсон Маркет плюс».- №13 (219).- 1-7.04.2010.- стр.19

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.