on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > «Босяцкие» песни завоевывают Херсон

«Босяцкие» песни завоевывают Херсон

«За границей коль признают,
Что начальник идиот,
То его не награждают,
А у нас - наоборот... »

Песенка «За границей и у нас»,
автор и исполнитель Юлий Убейко (Юров), 1906 г.

В самом начале германской войны 1914-го года херсон­ские газеты разместили на своих страницах сле­дующую информацию: «В Юзовке Екатеринославской губернии отра­вился известный в Херсоне куплетист Убейко, увлекающийся также и авиаспортом. Убейко выпил три фунта (около 1, 5 литра) политуры и скончался».

Скорбная весть, прямо скажем, повергла херсонских обывателей в уныние, ведь Юлия Владимиро­вича, успешно гастролировавшего в нашем городе сначала в составе малороссийской драматической театральной труппы, а затем с соль­ной программой, здесь любили и с нетерпением ждали каждого его приезда. Стоит отметить, что жанр, в котором работал Убейко, был до­статочно уникален. Если в начале своей сольной карьеры он исполнял песни из украинского национального фольклора, то чуть позже полностью перешёл на полюбившиеся непритя­зательной публике «модные» купле­ты чаще собственного сочинения.

С вошедшим в моду в начале XX века «босяцким» песенным жан­ром, в наше время для пристойности называемым шансоном, херсонские обыватели впервые познакомились, похоже, в 1908-1909 годы. А по­знакомил с ним признанный мэтр - исполнитель подобных песенок Станислав Францевич Сарматов (Опеньховский), гастролировавший в одном из херсонских биоскопов. По сути, Сарматов стоял у са­мых истоков популяризации этого песенного жанра, становившегося распространённым в империи, а песенки его были достаточно фривольны, в особенности на фоне ещё не растраченной благопри­стойности общепринятых взглядов. Может быть, как раз эта пикантность и привлекала широкие слои публики к исполнителю, который сразу же стал кумиром.

Следующие успеш­ные гастроли Сарматова в Херсоне состоялись в 1910 году. А спустя год, в 1911-м, местный «Родной край» сообщал: «За порнографическое содержание московский окружной суд постановил уничтожить сборник куплетов известного куплетиста С. Ф. С. (Станислав Францевич Сарматов). Сборник, озаглавленный “Модные куплеты”, содержит в себе пе­сенки: Качели, Хвостик, Женские ножки, Ухарь-купец, Автомобиль и др. Уничтоженные судом купле­ты в прошлом году исполнялись С. в одном из херсонских биоскопов, и херсонцы приходили от них в вос­торг. Интересно, какими куплетами теперь будет забавлять публику порнографист С. ».

Работая над материалом, автору удалось отыскать во «всезнаю­щем» Интернете с десяток ста­рых записей куплетиста Сарматова, среди которых были весьма недвусмысленные и, прямо скажем, весь­ма пикантные. Конечно, даже после вердикта московского окружного суда, «порнографист С.» и не поду­мал переходить на благопристойную лирику, напротив, активизировал свою деятельность и даже записал несколько граммофонных пластинок со своими разудалыми песенками. Да и запрещённый сборник «Модные куплеты» полностью уничтожить не удалось, он быстро разошёлся по всей стране. Хотя, похоже, гастролировать «по городам и весям» Сарматов стал гораздо меньше и в Херсон со своими песенками уже не приезжал.

Однако «свято место пусто не бывает», и в наших краях появился новый исполнитель куплетов - Юлий Владимирович Убейко, сценический псевдоним - П. Юров. Конечно, нужно отметить, что к этому времени Сарматов и Убейко были уже не единственными исполнителями фривольных песенок. В 1912 году пресса сообщала: «Почти все купле­тисты в России, за исключением раз­ве что г. г. Убейко и Сокольского, - это рабская копия Сарматова: его костюм, его грим, его манера пения, а главное - его куплеты, экспропри­ированные, перевранные и, конечно, выданные за свои». Похоже, автор статьи несколько кривит душой, ибо сценический образ Убейко практи­чески ничем не отличался от сарматовского: потёртая «босяцкая» тужурка, тельняшка, шейный пла­ток, кепка и стоптанные башмаки, что было достаточно эпатажно для «большой» сцены того времени.

«Я не поэт, я не писатель,
Я громкой славы не искатель.
Меня ж в России знает всяк,
Что я совсем простой босяк», - вещал со сцены Юлий в дополнение к своему образу.

И всё же стоит отметить, что песенки и сатирические куп­леты, им исполняемые, были, главным образом, «свои». Совет­ский писатель-сатирик Владимир Поляков отмечал, что «Юлий Убейко обладал незаурядным талантом и пытался исполнять обличитель­ные, сатирические куплеты», и тут же добавлял «но быстро опустился, потрафляя обывательским вкусам и “идейным установкам” граммо­фонных фирм»... А вот мнение киевского журнала «Подмостки»: «Не всё, что он пишет, хорошо, но везде есть мысль, лёгкая рифма и нотка остроумия. Публика любит Убейко и всегда тепло его принимает...».

Ещё современники Убейко от­мечали его особую любовь к му­зыке, ведь даже гастролируя по всей стране, исполнитель таскал за собой граммофон с неудобным в транспортировке «тюльпаном» и коллекцию, состоявшую почти из тысячи тяжёлых и хрупких граммо­фонных пластинок, среди которых были и его записи. Образ босяка и соответственная образу манера поведения «парня-рубахи», злоупотреблявшего спиртными напитками, не помешали куплетисту заняться авиаспортом.

Накануне 1914-го года Убейко научился летать, приобрёл аэро­план и недолго даже служил авиатором-добровольцем в авиационной дружине графа Шереметева. Потом вновь возвратился к своим песенным гастролям. Скорбное же известие об отравлении политурой (спир­товым лаком), с которого я начал свой рассказ, оказалось не совсем верным. Несмотря на то, что во вре­мя «сухого закона» в период войны в Российской империи происходили массовые отравления различными алкогольными суррогатами, нередко с летальным исходом, Убейко выжил и ещё не раз по­сетил с гастролями Херсон. Ле­том революционного 1917 года Юлий Убейко вновь гастролиро­вал в нашем городе, а местные газеты были полны сообщений: «С сегодняшнего дня у нас гастро­ли ЗНАМЕНИТОГО Ю. В. Убейко». «Летний театр “Бомонд". Херсон­ский Губернский союз военноувеч­ных устраивает грандиозное гуля­ние с участием Почётного члена союза военноувечных Ю. В. Убей­ко» и т. п.

Июньские гастроли Убейко ста­ли последними в Херсоне. Осенью того же года херсонцам стало не до развлечений. А потом грянул октябрьский переворот - и жизнь, в полном смысле слова, слетела с катушек...

Не признавший власти боль­шевиков, куплетист-сатирик Убей­ко эмигрировал в Париж, где про­должал развлекать русскоязычную публику своими куплетами, зараба­тывая на жизнь. Впрочем, недолго... Спустя три года, в 1920-м, Юлий Убейко умер в Париже...

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №18 (910).- 02.05.2019.- стр.13

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.