on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Божественная комедия

16.04.2008

Бомжей видите часто? Наверное, часто, но... на улицах, в подворотнях, у мусорных баков. А в театре? Нет-нет, для бомжей спектакли в театрах еще не ставят, но вот увидеть их в качестве главных героев спектакля - это реально. А что, может, с театральной точки зрения жизнь бомжа гораздо интереснее, чем, например, какого-нибудь директора или короля?

6 апреля в херсонском драматическом состоялась очередная премьера, героями которой и стали два гордых коршуна помойки, кружащие над отработанными людьми предметами материальной культуры - режиссер Сергей Павлюк поставил на малой сцене, в кафе-театре, ретро-комедию по пьесе Михаила Бартенева «Куба, любовь моя!».
Увидеть же этих самых бомжей зрителям довелось еще на подходах к театру
- загримированные, соответственно одетые и глубоко вошедшие в образ актеры вели себя действительно как коренные обитатели помоек, просили подаяние, отгоняли «конкурента», перекрикивались с зеваками, «проверяли»урны у входа в театр... Хорошо, что работники театра наших актеров знают в лицо
- грим и одежка не помеха. Вот несколько лет назад пред началом спектакля «Швейк» самого Анатолия Хостикоева не узнали -трижды пытались интеллигентно вывести из херсонского театра, когда актер совершал свой «обход». Так что если наш театр соберется с этим спектаклем на гастроли или фестивали, актеров точно постигнет участь Хостикоева...

А в холле зрителей ждал еще один сюрприз: ностальгический антураж -алые транспаранты, советские плакаты, билетеры в красных косынках и с такими же красными лентами ударников коммунистического труда...Забавно. И пока зрители проходят в театр-кафе, рассаживаются за столики, осматриваются, смеются, видя красную стрелку с серпом и молотом и надписью «на пьянку», указующую буфет, мы вернемся к спектаклю.
«Куба, любовь моя!». Но к Острову свободы спектакль имеет отношение весьма косвенное. Разве .что слова из популярной бог весть когда песни да упоминание Фиделя. Гораздо крепче спектакль связан с пространством под названием Советский Союз.

Автор пьесы Михаил Бартенев - известный детский драматург, но эта его пьеса для взрослых - произведение совсем не для детей. И не потому, что со сцены время от времени звучат неприличные слова, которые при детях взрослые стараются не произносить (грубой нецензурщины нет, употребление слов, неприличествующих человеку воспитанному, да еще и в публичном месте, из уст «бомжей» звучит естественно, а непривычных к такой лексике зрителей веселит и даже несколько ошарашивает). Просто все, что будет происходить на сцене, вряд ли понятно тем, кто не видел «великий могучий Советский Союз» более или менее осмысленным оком. Вот уйдет поколение, которое уже в сознательном возрасте застало СССР и - и все это потеряет свой смысл и значение.

Итак, в центре внимания -два бомжа, живущих на свалке рядом со школой, в которой когда-то учились, в далеком, почти мифическом прошлом - задиристый "припадочный" горлопан Калина (Виктор Овсиенко) и рукодельный любитель почитать вслух «великого русского писателя Толстого» Кирюха (Евгений Гамаюнов). Люди неопределенного возраста (по идее, во время революции на Кубе в1959-м они должны быть пусть не в пионерском -хотя бы в октябрятском возрасте, так что к сегодняшнему дню их жизненный счетчик должен насчитать лет этак под 60, да и школу они окончили лет 30 назад...). Отчествами наши герои так и не обзавелись, да и имена где-то растеряли. Откликаются на школьные прозвища. И неважно, что возраст «не сходится»: бомжей, которые должны быть стариками, играют молодые актеры - временные координаты вообще в спектакле размыты. Есть лишь вчера и сегодня.

Сюжет крутится исключительно вокруг пионерского детства (больше и вспомнить-то нашим героям нечего, разве что присутствует ностальгический ретро-обзор советского спиртного - своего рода реквием по стране, которой больше нет}- Вся остальная жизнь- доблестный путь на помойку-«за кадром».
Бомжи говорят, говорят, говорят: о прошлом, о своих погибших мечтах, о доброте, о бессмысленности бытия. Радуются найденным объедкам, чистят бутылки, хоронят старый глобус, читают вслух «Буратино», охраняют свой мусорный бак от настырного бомжа (А.Волосковец). У публики Калина и Кирюха вызывают смех и живое сочувствие. Особенно веселит подтрунивание над современной украинской политикой. Нет-нет, пьеса -исключительно русская, написанная лет 10 назад, и ни слова в ней ни об Украине, ни о наших политических деятелях нет. Но хорошему режиссеру это не помеха. Вот находит Калина в своем мусорном баке два флажка с партийной символикой, оранжевый и голубой, чешет затылок, снимает эти «тряпочки» и отправляет назад, в мусор, а оставшиеся палочки можно использовать как соломинки и выпить из них свеженайденный на той же помойке сок. И уставшие от всех этих политических передряг зрители хохочут над такой «политической несознательностью» недалекого бомжа.

Однако на неисчерпаемой русской помойке найдется все - даже боевая граната... И, в полном соответствии с фольклором, приятели оказываются на том свете, о чем сами они понимают гораздо позже зрителей. В божьем предбаннике их поджидает странный, неуловимо знакомый мальчик - их одноклассник, умница и отличник, давным-давно погибший при обстоятельствах, позорных для новопреставленных (Д. Гребенюк). И теперь незадачливые Кирюха с Калиной сидят в ожидании страшного суда, а отсмеявшимся зрителям, наверное, в голову может прийти мысль, что несостоявшиеся жизни героев были земной расплатой за то самое детское предательство... Что ж, может быть, так оно все и было -«сверху» виднее.
Все это и занятно, и смешно, и грустно. Люди, большая часть жизни которых прошла при социализме с нечеловеческим лицом, имеют полное право поностальгировать. И чувство это вряд ли будет относиться к режиму и советскому строю. Скорее всего, вспомнят детство, юность, молодость... Хотя среди зрителей были такие, кто не проникся ностальгическими чувствами и не нашел особого смысла в увиденном («Лучше бы дома телевизор посмотрели»). А вообще, сама работа сделана качественно, режиссер Сергей Павлюк традиционно использовал разнообразные технические средства(действие на сцене «разбавляет» киномонтаж из кадров старой хроники и культовых советских песен - такой себе «киножурнал») и задействовал пространство над сценой (небеса, как-никак). Актеры играют отлично.
Только после спектакля «назад в СССР» почему-то совсем не хочется...

Лариса Жарких
Херсон маркет.-2008.04.16

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.