on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.05.2020, 10:16

Май - 2020

Май Ночь нас одарила первым теплым ливнем, Он унес последний холод с мраком зимним, Вся земля покрылась пестрыми коврами, Бархатной травою, яркими цветами. Белая береза распахнула почки: Не стоять же голой в майские денечки! Босиком помчались мы под ветром мая. Растянись на солнце, грейся, загорая! Муса Джалиль

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

26.05.2020, 13:18

Фестиваль народної творчості «Купальські зорі» в Голій Пристані перенесено на наступний рік

25.05.2020, 11:19

«Неделя актуальной пьесы» объявила новый конкурс

«Неделя актуальной пьесы» объявила новый конкурс Фото ...
25.05.2020, 11:00

Театральна подорож до Італії, або Перша післякарантинна прем'єра

> Темы > Визуальное искусство > Футуризм на Херсонщине > Бумеранг херсонского авангарда

Бумеранг херсонского авангарда

23.02.2006

21 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Алексея Кручёных - художника и поэта, связанного и с Херсоном, и с мировой культурой. Мало кто из херсонцев вспомнил об этой дате, но это и не важно. Главное, что есть среди них те, для кого это имя - не пустой звук. Кстати, о звуках: именно благодаря своим экспериментам с поэзией Кручёных вошёл в историю. Владимир Маяковский называл его творчество «помощью грядущим поэтам».

Но главной загадкой, тайной поэтического творчества Кручёных до сих пор остается его «заумь» - попытка выразить в звуках не выразимость невыразимого, явить во плоти бесплотное. Чтение вслух своих стихов у Кручёных было подлинным се ансом шаманства, заворажива ющим выпеванием звуков. .А знаменитое стихотворение, начинающееся со слов «ДЫР БУЛ ЩЫЛ...», которое впервые было опубликовано в 1913 году, до сего дня является слоганом футуризма.

С Херсоном Кручёных свя зывает очень многое. Он родился в деревне Оливке Вавиловской волости Херсонской губернии, с 1894 г. жил в Херсоне. Окончил Одесское художественное училище, а в 1908 г. познакомился с Давидом Бурлюком и Велимиром Хлебниковым и стал «гилейцем» - членом первой отечественной группы футуристов «Гилея». Херсонцев того времени мы можем увидеть глазами Кручёных благодаря его альбому «Весь Херсон в карикатурах, шаржах и портретах", выпущенному в 1908-1910 гг. Ведь Кручёных был ещё и очень не плохим художником. Вот только не любили его видные херсонские чиновники и дворяне за эти злые, язвительные карикатуры и очень боялись попасть под перо художника.

К 110-летию со дня рождения Алексея Кручёных вышел альбом шаржей херсонского карикатуриста Сергея Тарабановского. Прошло 10 лет, и вот уже и эта книга стала достоянием библиотечных архивов. И к круглой дате отдел искусств областной детской библиотеки смог показать юным читателям работы обоих авторов, и не только их. В библиотеке была организована выставка книг по истории авангарда и его наследию. А чтобы показать, в каком виде традиции авангардного Херсона дожили до наших дней, в библиотеку пригласили Центр молодёжных инициатив «Тотем», который в 2000 году создал один из лучших украинских сайтов -"TERRA FUTURA" ("Земля Футуризма", адрес в интернете www.terra-futura.com).

Директор ЦМИ «Тотем" Елена Афанасьева рассказала старшеклассникам о сайте и его главных разделах - истории группы «Гилея» и галерее работ современных херсонских авторов. Особенный интерес вызвал фестиваль современно го искусства «Дідцебаба», а не которые даже пообещали, что в этом году постараются стать его участниками. Конечно, это не значит, что авангардное искусство стало понятнее или «ближе к народу». Отнюдь. С самого начала юные слушатели разделились на две категории - одни явно скучали, у других горели глаза. Беглый опрос показал, что скучают те, кто из всей мировой культуры смог вспомнить только Тараса Шевченко и Лесю Украинку (да и то с трудом). Но огорчаться не стоит - главное, что эти дети дошли до библиотеки.

Сразу после презентации виртуальной терра-футуры оказалось, что в этот день в детскую библиотеку пришли не просто читатели и зрители. В зале состоялся показ оригинальных моделей одежды. Демонстрировали их девочки из аматорского театра моды школы № 50 и студентки класса-ателье из Текстильного техникума (руководитель - Ольга Уханова). Среди юных зрителей оказались и такие, которые с собой принесли эскизы авангардной моды - пусть неумело нарисованные, но зато творческие. И хотя самые младшие участники этой «встречи с авангардом» поняли очень немного и вряд ли запомнили фамилию Кручёных, зато стар шеклассникам было явно интересно (особенно парням). Такой минимализм в искусстве, как «Чёрный квадрат» Малевича или «Дыр бул щыл» Кручёных понимают очень немногие, зато чем смелее и откровеннее наряды на девушках-моделях - тем больший отклик находит авангардная коллекция в юных сердцах.

С детьми говорить об авангардном искусстве трудно и не нужно. А вот с подростками - гораздо интереснее. Молодым хочется быть смелы ми, а авангард - это всегда смелость, это вызов обществу и его нудным правилам, это возможность дать пощёчину общественному вкусу. А на дворе почти демократия, и наказания за пощёчины мож но не бояться. Это только искусствоведы говорят, что авангард уже умер, потому что этим термином они обозначают революцию в искусстве начала XX века. He-искусствоведы "авангардом" называют (вернее - обзывают) всё непонятное. А для молодых - это просто то, что хоть чуть-чуть впереди. Так было и так будет. Поэтому авангард, как бумеранг, всегда возвращается.

АННА ИСТОМИНА
Газета «Взгляд», 23 февраля (№7), 2006год

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.