on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.05.2020, 10:16

Май - 2020

Май Ночь нас одарила первым теплым ливнем, Он унес последний холод с мраком зимним, Вся земля покрылась пестрыми коврами, Бархатной травою, яркими цветами. Белая береза распахнула почки: Не стоять же голой в майские денечки! Босиком помчались мы под ветром мая. Растянись на солнце, грейся, загорая! Муса Джалиль

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

29.05.2020, 09:46

Можливості для креативної молоді

28.05.2020, 15:19

Круглий стіл "Успішні практики по вирішенню еко-проблем" під відкритим небом

27.05.2020, 15:14

Переможці конкурсу грантів Програми творчої підготовки та розбудови потенціалу молоді від House of Europe та Goethe-Institut Ukraine

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Чумацкий шлях > Чумаки Веремиевки

Чумаки Веремиевки


"Отражением угасшего рыцарства
- есть в Малороссии чумак…"
М. Костомаров

По мнению известного украинского писателя и этнографа Василя Скуративского: "Три общественные прослойки, как три кита, что по народным поверьям держат нашу грешную землю, больше всего послужили украинской истории. Это казаки, чумаки и бандуристы…" Причем, если казаки охраняли наши земли с оружием, кобзари оживляли душу народную, то чумаки держали, если можно так выразиться, экономические рычаги. Общеизвестно, что Черкасщина является колыбелью украинского казачества, Черкасщина подарила Украине ее Великого Кобзаря, а вот что и чумацкий промысел зародила на Приднепровье - факт не широко известный. Но именно отсюда он распространился по всей Украине. В XVIII-XIX столетиях, в годы расцвета чумачества, редко какое село на Укарине, и конечно же на Киевщине, не имело своих чумаков. Иногда создавались целые чумацкие села, настоящие "чумацкие гнезда". Были такие и на территории нынешней Черкасщины, но об этом чуть позже. Вначале о том, кто ж такие чумаки, почему их так любили в народе, тем более, что это явление уникальное, чисто украинское, не имеющее аналогов в мировой практике. Чумаками называли украинцев, занимающихся торгово-извозническим промыслом. Традиционно основным торговым продуктом чумацкого промысла была соль, без которой не могли обойтись ни в одном хозяйстве. Летописи свидетельствуют, что такие странствующие торговцы солью известны еще с XII века. В Прикарпатье в XVI веке их еще называли "солениками" или "коломийцами" (поскольку одноименный город был центом солеварения). Впоследствии, когда западноукраинские земли были захвачены польской шляхтой, соль начали транспортировать с юга, в частности, с соляных озер Крыма. И вот тут самыми предприимчивыми оказались наши земляки. Во второй половине XVI века в Среднем Приднепровье возникает чумачество в том виде, в котором оно осталось в памяти народной. Ведь, как справедливо отмечал один из летописцев Новороссийского края: "На 100 українських дум, напевно, буде 80 про чумакiв, 10 - про кохання, а решта - про гайдамакiв”.


Само слово "чумак" имеет несколько толкований. Почему именно так называли первых "бизнесменов" Украины - мнения ученых расходятся. Одни считают, что слово "чумак" производное от слова "чум" - название деревянного закрытого ящика, который использовался для перевозки соли и рыбы. На основании других источников слово "чум" означало мерную ложку для соли . Так же назывался ковш, из которого путешественники пили воду. Еще по одной версии чумаки так назывались потому, что якобы часто заражались в Крыму чумой, которая бушевала на юге Украины. Кстати, носили чумаки в дороге всегда только сорочку и штаны, проваренные в растительном масле, а чаще в дегте для защиты от чумы, насекомых и гадюк. В переводе же с татарского слово "чумак" означает просто "перевозчик".


Относительно массового распространения чумачества существуют тоже несколько версий. Вот что пишет Василь Скуративский: "Украина из-за постоянных войн и грабежей все время страдала от хозяйственной разрухи. Не имея возможности наладить четкие государственные структуры, природный организм нации вынужден был искать другие формы самоисцеления. Одной их таких и стало чумечество". У Миколы Костомарова находим более романтическое объяснение этого явления: "Малороссы завершили свою боевую историю, настали другие времена. Саблю заменила коса, пушку - плуг. Только разве могла Малороссия с такими широкими привольными степями рождать людей, которые б мирно обрабатывали скромный уголок и не расставались дальше ближайшего родника? Разве мог малорусский народ, разыгравши такую бурно-трагическую роль, забыть ее сразу? Природа любит постепенность. Поэтому, прежде чем козак обернулся крестьянином, он стал чумаком. Чумак по работе - крестьянин, а духом - козак…" И, действительно, в самом казалось бы будничном занятии - перевозке грузов - чумаки видели нечто большее. По выражению того же Костомарова: "Чумак находит какую-то славу в своих поездках". Поэтому не удивительно, что именно на Черкасщине - в старинном козацком крае - чумачество достигло особенно высокого развития.


Как свидетельствуют исторические документы, на Правобережье наибольшее распространение этот промысел получил в районе Канев-Богуслав-Звенигородка-Шпола и до Днепра немного южнее Чигирина. А на Левобережье чумачество расцвело между Золотоношей на севере и устьем речки Орель, что на Полтавщине, на юге, вдоль притоков Днепра - Суллы, Псла, Хорола и Ворсклы. Среди населенных пунктов Черкасщины, из которых в Крыме за солью прибывало много чумаков, в исторической литературе упоминаются: Кропивна, Золотоноша, Ирклиев. А село Боровица Чигиринского района, расположенное на старинном чумацком пути, вообще считалось одним из значительных центров чумачества на Украине. По свидетельству Г. Данилевского, автора замечательного исследования "Чумаки", в XVIII в. на Украине были и чисто чумацкие слободы, человек на 3000 и больше, где не было ни одного плуга и ни одной бороны. У себя дома чумаки только косили на зиму сено волам, а женщины доили коров и откармливали птицу. Хлеб жители этих настоящих "чумацких гнезд" покупали и считали зазорным для себя вспахать и засеять хотя бы одну десятину земли. Трудно сказать, так ли фанатично обстояли дела на Черкасщине, но в нашем крае были такие исключительно чумацкие села, среди них: село Орлы Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне Лысянского района Черкасской области); местечко Еремеевка (нынешнее село Веремеевка Чернобаевского района). Чумацкие слободы были богатыми. Здесь чумацким промыслом занимались все сообща. Так лишь из Еремеевки в 1779 году в Крым за солью прибыли чумаки на 715 возах.
Из книги А.С. Бондарь "Веремиевка" Чумацтво.


Очень распространенным промыслом в Веремеевке было чумацтво, то есть поездка волами в Крым за солью или на Дон по рыбой (сельдью). Нелегким было это дело, и отправлялись в такое далекое путешествие только смелые, сильные и мужественные люди. Недаром слово чумак и козак имеют близкое значение, слишком уже судьбы их были близкими. Как козак, отправляясь в поход, не знал, вернется ли, погибнет ли, так и чумак, отправляясь в Крым, готовил ружье, копье, саблю, ведь половина дороги пролегала через ногайские степи, так что встреча с татарами неминуема. А может, мор, чума встретят его в дороге. Недаром говорят, что название чумак происходит от того, что часто они привозили с собой эту страшную болезнь, чуму. С целью предостережения они использовали необычные меры: вымазывали дегтем одежду, тело, волов и телеги. Однако не всегда это помогало, часто возвращались чумаки не в полном составе, а где-то далеко, в степи, оставалась одинокая могила. Но это не пугало чумаков: они снова и снова отправлялись в свое далекое и опасное путешествие и их, как и казаков, ожидали с тревогой дома. Даже песни одни и те же пели, лишь заменяли слово казак на чумак, поскольку почва, на которой росли те и другие, имела много общего. По другим версиям, не от чумы пошло название чумак, а возможно, от формы телеги чумацкой, которая напоминала ковш, что по-татарскому означает “чум”, а может от татарского слова чумак, что означает “извозчик”.Вообще, чумацтво возникло ранее козачества, ведь соль человеку стала нужна со времен цивилизации. Правда, были на Украине соляные источники, брали люди ропу -соленую воду, но это не могло удовлетворить потребности населения, потому к морям люди издавна ездили за солью. Группировались артели чумаков. Зимой чумак ладил телеги - мажу, заменял старые оси, которые уже сходили в Крым, новыми, едва лишь выстроганными из дерева, готовил их про запас, ладил ярма, мазницы, без которых нельзя выезжать и за ворота, еще раз осматривал телеги и все чумацкое добро свою чумачку. Вот как об этом рассказывает художник Порфирий Мартынович.“Веремеевские чумаки были рослыми, крепкими, как дубы. Некоторые из них носили еще длинные, замотанные за ухо чубы, ходили в одежде, которая напоминала запорожский. Рубашки они носили особого кроя, что назывались “чумацкие”. Женщины и девушки стройные и красивые также сохранили чрезвычайно колоритную одежду. Чумацкая мажа была настоящим произведением искусства, с украшенными резьбой мельчайшими деталями. Мажи стояли во дворах от дома к воротам двумя рядами по обе стороны дороги. Каждый, идя к хозяину, должен был пройти эти “чумацкие пропилеи”. Так же хата со всем ее внутренним убранством в виде резных или рисованых деталей (дверные косяки, сволоки, мысныки, коньки), вышитых полотенец, прекрасных тканых ковров) была высоким образцом народного художественного творчества (Таранушенко С. П.Д. Мартынович. - К., 1958. - С. 24-25).


Чумаки были прямыми потомками тех запорожцев, которые селились на запорожских паланках еще до ликвидации Сечи. Правда, правнуки запорожцев не налетали, как их прадеды, военными походами на побережье Черного моря освобождать из неволи пленников. Теперь они ходили в другие походы: за рыбой на Дон, по соль в Крым, а кое-кому пришлось побывать в Гданьске и Шлёнске, как говорил И.П.Котляревский в «Энеиде». Как только сходили снега с полей и показывалась трава из земли, ревли чумацкие волы, скрипели мажи, и чумаки собирались на выгоне в длинные обозы. Еще раз проверяли, взято ли все необходимое для дороги. В провизию чумаков входили: хлеб, сало, масло, гречневая крупа, гречневая мука для галушек и лемешки, пшено, а также запасались необходимыми кашеварными орудиями казанами, таганами, топорами, ложками и чесночницей. Проводы и встреча чумаков - событие для всего села. Выходили всем селом или кутком провожать чумаков в дальний путь. Деды, которые нарядили за себя сыновей или внуков, давали последние приказы. Были слезы, была и гордость за этих мужественных людей. Попрощавшись, чумаки отправлялись в дорогу. Впереди обоза, в котором должно быть 42 телеги, ехала телега, запряженная самыми лучшими и самыми большими серыми волами. Даже еще и в середине ХХ века, когда где-то не в наших краях заходил разговор о Веремеевке, то часто можно было слышать: “А, это то большое село, где большие рогатые серые волы”.

По-видимому, еще со времен чумацтва прославилась Веремеевка своими волами. Так вот этим “главным волам” украшали рога цветами, лентами, а порой даже золотили - покрывали рога позолотой. А в праздничные дни лепили между рогами две больших свечи: нужно же было и чумакам как-то отмечать праздники. На этой телеге сидел сам батько-отаман - хозяин обоза. Здесь же возле него в клетке помещался петух, который служил чумакам часами. Чумацкий обоз - это крепко спаянный коллектив.

На время похода чумаки избирали среди себя всеми уважаемого, наиболее опытного, умного и волевого товарища - отамана, хорошо знающего дороги и способного найти выход в тяжелых обстоятельствах. В походе его распоряжения были законом для каждого члена обоза, хотя во всех важных случаях он советовался с товарищами. Вся жизнь обоза во время похода подчинялась суровому распорядку. Отаман показывал путь обозу, поднимал чумаков в дорогу, останавливал обоз для отдыха, назначал сторожей, разбирал ссоры между ватажанами, предупреждал нападение степных разбойников.

Вторым после атамана был кашевар, который распоряжался провиантом, варил чумакам завтрак, обед, полдник и ужин. Для безопасности в дороге все чумаки имели ружья, копья, сабли, а деньги свои прятали, просверливая дыру в телеге и забивая чопом в ней червонцы.У границ Запорожья их встречала ватага козаков, которая помогала переправиться через реки, за что чумаки платили козакам. “Мостовое” за мосты, за паромы, за гати, за мостки. У козаков чумаки нанимали конвой, который имел при себе какой-то военный знак (пернач, печать) и сопровождал их по запорожской земле. Везде на пути чумаков радостно встречали и козаки, и корчмари, и трактирщики, у которых чумаки находили обед и водку, пашню и воду волам. Изменив несколько раз конвой и заплатив им особый “ралец”, чумаки добирались до Микитина или к Кодаку, отпускали конвой, еще раз заплатив за проезд по запорожской земле в военную казну. Здесь отдыхали. И те, которые должны были ехать на Дон за рыбой, переправлялись через Днепр около Кодака и двигались дальше, по восточным степям Запорожья. А те, которые ехали за солью, покупали в Микитине особый билет - ярлык на турецком и татарском языке от запорожского “толмака” - переводчика, переправлялись через Днепр и вступали во владения Ногайских татар, беря направление на Перекоп.

До этого времени чумаки ехали безопасно под охраной козаков, теперь им приходилось самим думать о своей безопасности: заряжали ружья, доставали копья. В случае нападений разбойников, гайдуков или других врагов - степных козаков, чумаки делали из своих телег лагерь и под руководством отамана отбивались. Создавали неприятности и татары, беря повышенную плату за перевоз через реки - Билозирка, Рогач, Каирка - от 5 до 30 копеек мостовых, платили порой и за сухие реки. Татары часто отбивали волов, и тогда чумакам приходилось их выкупать. Выкуп за волов - по полтора карбованца. (Яворницкий Д.І. История запорозьких казаков . - Т. 1. - С. 498). С такими трудностями добирались чумаки до Перекопской башни. Здесь крымчаки давно ожидали чумаков и радовались их приходу, потому что чумаки давали большую прибыль крымскому хану. Возле Перекопской башни платили сбор по 70 коп. за мажу и потом уже въезжали в город. Здесь и грузились солью. Платили за целую телегу по 5 руб., за половину - по 3 руб. (Яворницький Д.І. Історія запорозьких козаків . – Т. 1. - С. 498).

Некоторое время отдыхали и возвращались назад. Если у татар была рыба, брали и рыбу. Назад возвращались тем самым путем через Запорожье и опять платили козакам за переправы, мосты, дамбы, за паромы. Опять их радостно встречали корчмари и трактирщики. Из Запорожья брали направление на Кременчуг, где были две большие переправы, а затем в родное Посулье, в дорогую Веремеевку, где их уже давно ждали родные... Село ожидало приезда чумаков, гостинцев, подарков, новостей. Бывало и так, что из Запорожья чумаки ехали в Польшу, куда каждый год шло 1000 телег соли. Тогда они снова возвращались в Крым и возвращались домой лишь поздней осенью. Далекие чумацкие походы, временами преисполненные тревог и опасности, растягивались на долгие месяцы. Временами неделями шли чумаки безлюдными степями. В дороге приходилось терпеть жару и холод, жажду и голод, мокнуть под дождем. Волам часто было трудно из-за недостатка паши, безводья. Денно и нощно нужно остерегаться хищного зверя, плохого человека, быть готовым ко всяким неожиданностям. А если в походе на чумаков или на волов нападала тяжелая болезнь, положение их становилось трагическим.

Нельзя не вспомнить и такое немудрое дело, как смазку телег. Под телегой у каждого чумака висела мазница с дегтем и квачом, там же было прилажено устройство для мазки телеги (груз и стульчик). Телеги мазали несколько раз в день, ведь оси еще тогда были деревянными, и если не помазать хоть один день, то оси сгорят от трения. Из Веремеевки отправлялся не один обоз, а по-видимому, около десятка. Ведь соль привозили не только для своих собственных потребностей и не только для потребностей своего села. Вернувшись из Крыма, чумаки отдыхали и везли остатки соли в степные села, дальше на север, где ее продавали, покупали хлеб, фураж волам. Когда в Веремеевке из-за засухи было мало сена, чумаки покупали где-то в степях скирду сена или соломы. Чтобы не возить корм в Веремеевку, выгоняли в степь скот на зиму, делали возле скирды палатки для волов и там на месте скармливали скирду. О том, насколько в Веремеевке было распространено чумацтво, говорит такой факт. Когда в 1858 году крепостные Веремеевки писали жалобу на господина Нечая, то одним из пунктов было то, что господин Нечай отобрал у них скот, которого у них в 1838 году было “для промысла чумацкого 180 пар”. А это уже больше, чем четыре обоза.

Но, кроме крепостных, были в Веремеевке и казенные крестьяне. А когда село называлось козачьим, то больше всего было козаков. И, понятно, они имели больше всего возможностей заниматься этим промыслом. И воля козачья, и известные степи Запорожья, и больше всего подходила эта работа козачьей натуре, козачьему образу жизни. Со строительством железных дорог чумацтво прекратило свое существование. Но хотя и не ездили в Крым за солью, но еще долго чумаки не хотели расставаться со своим ремеслом: они перевозили товары от Днепра в разные города, где не было еще железных дорог. Но со временем они исчезли совсем. Последним чумаком в Веремеевке был Федор Мигаль. Его портрет и нарисовал художник Мартынович в 1880 г., когда изучал в Веремеевке старинный быт. Нет теперь ни чумаков, ни чумацких мажей, ни другой чумацкой утвари. Лишь в музеях еще можно увидеть эти остатки древности. Кстати, в Полтавском краеведческом музее есть телега, запряженная волами (чучело). Это и есть веремеевские волы, купленные в Веремеевке в 1956 году, забитые па Кременчугском мясокомбинате (специально сняты шкуры), а чучела изготовила специальная фабрика чучел в Ростове-на-Дону. Но это небольшие волы. Да еще оставило чумацтво после себя много прекрасных песен и пересказов. Ниже для примера приводится один.


Дедов гостинец Давным-давно, когда еще ездили в Крым за солью и на Дон за сельдью волами, жила в Веремеевке семья чумаков. Из деда-прадеда чумаковали. Дед передавал свою науку отцу, отец - сыну. Но забрали отца на войну, турка воевать. Не вернулся из похода. Пришлось старому опять отправляться в дорогу: внук еще мал был. Прошел год, второй. Совсем ослаб старый: надо внука в чумаки снаряжать. Попросил отамана приглянути за малым и науке чумацкой обучить. Согласился, снарядили молодого чумака. Стали прощаться. Бабушка попросила платок привезти ей, мать - кисныки, сестра - новые ленты и сережки. Один дед ничего не заказывал. Что же вам, дедушка, привезти, какого гостинца? - спросил внук.


Подумал старый и говорит: - Привези мне тех кусочков хлеба, которые будут оставаться после обеда или ужина. Не выбрасывай их, не скармливай волам, а засушивай на телеге и складывай вот в эту сумку.- Да что вы, дедушка, зачем вам те кусочки? Хвалить Бога, хлеб в этот году урожайный, есть что есть.- Нет, внученек, хочу тех кусочков, которые пропахли степным ветром, сушеные на южном солнце. Я съем кусочек - и будто в тех краях побываю. - Хорошо, дедушка, - ответил внук. Поклонился старому, родным и поехал в дорогу. Счастливым было первое путешествие молодого чумака. Загоревший, возмужалый и как будто ставший выше ростом, поворачивал он волы ко двору, дед ворота отворял, низко кланялся юному чумаку. Сняв шапки, целовались. Чумаки говорили слова похвалы в сторону юнца, одобрительно отозвался и отаман. Когда распрягли волы и зашли в дом, развязал молодой чумак свой мешок и стал доставать подарки. И платок, и кисныки, и ленты, и сережки - все привез, как заказывали, все пришлось по нраву.- А вот вам, дедушке, не привез я вашего гостинца. Собрал тех кусочков, еще туда едучи, целую сумку, и на обратном пути не стало у меня хлеба. Пришлось брать понемногу гостинец, но так и разошлись, последний кусочек еще вчера съел. Я уже в следующий раз вам привезу. Улыбнулся довольно старый в седые усы:- Не нужны мне те кусочки. О тебе заботился, чтобы было с чем домой доехать. Для тебя я те кусочки готовил, тебе они и достались. Так что и я не обделен. Береги и в дальнейшем так святой хлеб, потому что он - всему голова.

 

www.kazydub.ru/index.php
 

2. 28.03.2020 16:18
Олег
Игорь, по Федоровскому району, село Банновка Кустанайской области, собрал сведения о переселенцах Зобенько, Казыдуб и других, пишите мне на почту k457126(*)yandex.ru Олег
1. 10.02.2020 15:19
Ігор
Прекрасний матеріал, але чому для мене він цінний? Я живу в Ворзелі біля Києва, мама в Бучі, а от мій рід по маминій лінії саме з Вереміївки. В 1907 році дві родини на прізвище Казидуб (Зубенко чи Зобенко - це дівоче прізвище прабабусі) і Малуха виїхали з Вереміївки на нові землі до Казахстану, і оселилися навколо озера Джаркуль в Федоровському районі Кустанайської області. Неподалік, в місті Рудному в 1960 році народився і я. Був в Вереміївці років у шість, і більше не довелося. Цього року влітку обов'язково відвідаю Вереміївку, тому б мені хотілося дізнатися, чи проживають в селі нащадки родичів моїх дідуся-бабусі по маминій лінії, а отже - й мої...

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.