on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

24.04.2019, 09:19

Відбувся ХХV ювілейний Всеукраїнський конкурс читців Шевченка

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Движению авто по Херсону мешали свиньи и коровы

Движению авто по Херсону мешали свиньи и коровы

Сегодня я продолжу знакомить вас с темой развития автомобильного движения в старом Херсоне, начатую в «Гривне» № 23

Итак, 21 апреля 1905 года в херсонской газете «Югъ» впервые появилась реклама еще мало знакомых большинству херсонских обывателей технических средств с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, - автомобилей и мотоциклеток. А спустя два года, к 1907-му, автомобиль в Херсоне стал вполне привычным транспортом, уже не собиравшим при своем появлении толпы любопытных. К этому времени по городу разъезжало не менее десятка «моторов», как их тогда называли, местной элиты, не считая зачастивших в губернскую столицу автомобилей гостей из других соседних городов.

Впрочем, несмотря на столь малое, на взгляд человека из XXI века, количество авто в дореволюционном Херсоне, автомобили уже тогда ужасно досаждали херсонским обывателям-пешеходам, считавшим себя хозяевами улиц. Стоит отметить, что в это время еще не существовало каких-либо определенных правил движения, а Херсон напоминал своим видом большую деревню, а не серьезный губернский город. Большая часть городских дорог, в основном окраинные, была еще не замощена, а по улицам бродила разнообразная живность - от собак и гусей до свиней и коров.

Не единожды пресса старого Херсона касалась вопроса порчи зеленых насаждений на улицах города. Причем, пожалуй, чаще всего в заметках упоминались именно центральные улицы - Говардовская и Суворовская. «В который раз на Суворовской появилось стадо свиней, вытоптавшее и испортившее все насаждения против здания Общества взаимного кредита», - писала в 1903 году газета «Югъ». Теперь же в довершение картины на улицах появились фырчавшие, дребезжавшие на уличных колдобинах, портившие воздух и двигавшиеся как кому вздумается авто.

На первых порах несчастий с людьми еще как-то удавалось избегать. А если и появлялись в прессе подобные сообщения, связанные с автомобилем, то чаще они касались соседних городов: «В воскресенье из Николаева на автомобиле марки "Форд", принадлежавшем местному жителю Новоковскому, выехали в Херсон владелец авто, его жена и г. г. Леонтьев с Ольховским. Околост. Копани благодаря неправильному обращению с рулем автомобиль на всем ходу перевернулся, выбросив оттуда пассажиров и причинив последним значительные увечья». «Автомобиль, шедший со скоростью 70 верст (75 км/час. - А. 3.), вследствие лопнувшей шины разбился. Ехавший на нем известный спортсмен Анатра толчком выброшен на далекое расстояние и убит. Остальные ехавшие получили легкие повреждения».

Первой же «официальной» херсонской автожертвой, по-видимому, стоит считать восемнадцатилетнюю херсонскую мещанку Александру Харченко, приехавшую в Одессу к мужу и умудрившуюся попасть под колеса авто «Лорен-Дитрих». И не чьего-нибудь, а самого городского головы Одессы Бориса Пеликана! В самом Херсоне одной из первых жертв авто стала собака. «В воскресенье днем мчавшийся по Говардовской автомобиль Тропиной налетел на пробегающую собаку и в одну минуту изувечил ее. Проходившие по улицам люди были сильно возмущены этим диким поступком сидевших в авто. Следовало бы оградить жителей Херсона от подобных нравов автомобилистов, превращающих езду по городу в какое-то спортивное состязание. Иначе нельзя быть уверенными, что г. г. Тропины и другие не будут убивать наших детей», - писала одна из местных газет. Что ж, как в воду глядел автор заметки, ибо очень скоро легкие аварии с участием детей стали фиксировать и в Херсоне. Это дало повод газетам вновь с гневом обратиться к городским обывателям: «Авто уже калечат наших детей!».

Великое достижение автотехнического прогресса доставляло неудобства и гужевому транспорту. Лошади пугались самодвижущегося тарахтящего агрегата и, закусив удила, устремлялись прочь от места встречи с ужасным чудовищем, ломая и круша препятствия, встречавшиеся у них на пути, и увеча не успевших увернуться людей. Посему, наконец, наступил момент, когда следовало бы браться за урегулирование и создание определенных правил для участников автодвижения. К созданию первых таких правил губернское земство приступило в конце 1908 года. 9 января 1909-го первые дорожные правила были утверждены херсонским вице-губернатором и обнародованы в прессе. По существовавшим законам, правила, постановления и прочие официальные документы вступали в силу со дня третьего опубликования в прессе.

Вот несколько, пожалуй, самых интересных, на мой взгляд, пунктов этих правил: « ...При движении автомобилей скорость их движения при встрече с экипажами, запряженными лошадьми, должна быть уменьшаема до самого тихого хода, чтобы не пугать лошадей. С этой же целью автомобили должны удаляться на самый край дороги. На крутых поворотах автомобили должны двигаться тихо, а в закрытой местности, кроме того, давать сигналы рожком». Вдобавок принятыми правилами предписывалось иметь закрепленный на авто, хорошо видимый издалека номер с указанием города, где он «прописан». Однако, как впоследствии оказалось, даже с имеющимся номером порой идентифицировать принадлежность авто было проблематично. Так, однажды одна из местных газетных публикаций сообщала о скрывшемся с места преступления авто с номерным знаком № 12, замеченным свидетелями. И в то же время заканчивалась лаконичным «...кто управлял автомобилем и кому он принадлежит, выяснить не удалось».

Согласно принятым правилам, шоффера (так, с двумя «Ф» в начале XX века писали это слово) должны были иметь при себе специальное свидетельство, нет, не на право управления автомобилем, таких еще в то время не знали, а о весе транспортного средства. Сие свидетельство предъявлялось по требованию полиции или земских властей при переезде через мосты, встречавшиеся на пути следования. Впрочем, 6-й пункт опубликованных правил категорически запрещал проезд по мостам - автомобили должны были проводиться «в холодном виде», то есть с выключенным двигателем. Но, так как вес авто уже тогда был весьма внушительным, приходилось прибегать к помощи гужевой силы, а предприимчивые крестьяне ломили за подобную услугу астрономические цены.

Не успело постановление набрать силу, как николаевские автомобилисты разразились гневной тирадой в отношении шестого пункта: «Запрещая свободное движение автомобилей по мостам в настоящее время, когда не только за границей конная тяга постепенно отходит в область истории, но и в наиболее культурных областях России авто приобретает права гражданства как быстрое и удобное средства передвижения, земство задерживает развитие автосообщения, что, несомненно, отразится на интересах Николаева. Так как он расположен на полуострове и оказывается совершенно лишенным автосообщения. Это становится более ощутимым в период прекращения навигации и, конечно, почти равносильно полному запрещению автомобильного движения».

Стоит отметить, что 1909-й явился поворотным годом в истории развития всемирного автодвижения. Именно в 1909 году в Париже была подписана Первая международная конвенция 16 европейских государств по вопросу совместного создания общих правил автомобильного движения. Некоторые пункты этих правил довольно любопытны и, пожалуй, будут интересны современному автомобилисту. Так, в статье № 4 говорилось: «Машины должны быть надежного действия и не особенно беспокоить дымом или паром прохожих». Следующая статья гласила: «Всякий автомобиль, вес которого превышает 350 кг, должен быть снабжен таким приспособлением, что можно было бы с сиденья шоффера дать ему задний ход посредством двигателя». Этой же конвенцией были утверждены и дорожные знаки. Первоначально их было всего четыре. Последующие международные конвенции, учитывая накопившийся опыт и возрастающее автомобильное движение, периодически дополняли их количество. Только через три года после созыва Первой автомобильной конвенции, в 1912 году, дорожные знаки появились на дорогах Российской империи.

В 1910-м в центре Херсона в доме французско подданного Аллара были открыты гараж, склад и мастерская механика-предпринимателя Пуголовко, который предлагал херсонцем огромный выбор транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания: «Автомобили следующих марок: Бенц, Адлер, Рено, Рекс, Фраскини, Орикс, Дикси, Буик, Пежо, Рапид и Гларио. Типы гоночных и легкодорожных мотоциклеток: Националь, Фаорик, Неккарзульм, Вандерер, Пежо, Адлер, Рекс, Анвер, Магнет, Дикси, Изота и Фраскини». Еще одна интересная деталь из автомобильного прошлого: топливо для двигателей внутреннего сгорания первоначально можно было приобрести только... в аптеке или в аптечном складе! Конечно, сей курьез порой имел весьма опасные последствия. Так, в одном из аптечных магазинов на улице Суворовской обслуживавший покупателя мальчик при переносе стеклянной бутыли с бензином зацепил по неосторожности угол стола рядом с горевшей печью...

Как я уже упоминал, 1909 год был весьма знаковым для Херсона. Первого мая через Херсон к месту назначения проследовал первый в наших степных местах трактор: «Третьего дня был впервые доставлен через Херсон на барже и выгружен в с. Казацком американский самоход "Адваж" с паровым плугом Эммерсона и оттуда собственными силами направился в имение Евгеньевка г. Линке, где на днях им будут произведены опыты паровой вспашки. Стоимость его около 10000р.» - писала газета «Родной край».

Также, как уже известно, в том же 1909 году в Херсоне были предприняты «опыты устройства публичного транспортного сообщения» посредством двух автоомнибусов, смутно напоминающих наши современные автобусы. А в 1913-м горуправа разрешила предпринимателю Петру Батенко устройство стоянки автомобилей на углу улиц Суворовской и Потемкинской. Это были первые такси в Херсоне. «Как мы уже сообщали, г. Батенко уже поставил несколько автомобилей, которые целый день шныряют по улицам. Особенно красивое зрелище автомобили представляют ночью», - сообщала в те дни местная пресса. И, наконец, в 1914 году в Херсоне появился свой спецтранспорт-пожарный автомобиль с водяным насосом.

Александр Захаров
«Гривна».- №36 (1078).- 02-09.09.2015.- стр.16

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.