on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.07.2019, 09:54

Июль-2019

Розпал літа – квітнуть квіти. Липень в гості завітав. Бавився і загубився між м′яких шовкових трав. Яблука червонобокі, груші медом налились. І маленькі пташенята у повітря вже знялись. Різнобарв′я… Різнотрав′я душу й серце веселить. І завмер малий метелик поміж квітами на мить. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Новости региона

08.07.2019, 10:15

Ніч на Івана Купала

02.07.2019, 10:29

«Твоя країна fest» побував у Скадовську

02.07.2019, 10:21

Фестиваль «Козацький шлях 2019» завітає на Херсонщину

Двухколесный «Быстроног»

«Дама на велосипеде нарушает не только установленные правила приличия, но и посягает на благопристойность, совершая акт публичного бесстыдства», – так каких-то 100 лет тому критиковали газеты женщин, которые решились прокатиться на двухколесном «чуде»

Удивительный XIX век сформировал основные направления движения научно-технического прогресса, открывающего перед человечеством безграничные возможности. Заложил основы развития наземного, воздушного и космического транспорта. Явил миру огромное количество всевозможных новинок и гениальных изобретений. Одним из таких ярких изобретений стал привычный для всех нас велосипед. Хотя историки усматривают в родословной этой мускульной машины древние, тянущиеся аж в IV век до нашей эры, корни – от военного инженера Посейдониоса, изобревшего «гелеполь» – штурмовую башню с мускульным приводом. Все же свой современный вид велосипед получил в 1885 году, когда благодаря стараниям английского изобретателя Джеймса Старлея появилась первая модель низкого велосипеда «Ровер Сейфти» (безопасный) с двумя одинаковыми колесами и цепным приводом. Чуть больше десятилетия понадобилось для того, чтобы это двухколесное изобретение появилось и обосновалось в Херсоне. С первых же дней оно привлекло внимание не только горожан, но и нечистых на руку людишек: «Велосипед, украденный из незапертой квартиры г. Израильсона в доме Фельдмана по Ганнибаловской улице (нынче – улица 9 Января. – Прим. авт.) 20 января, найден 21 января».

Cейчас невозможно установить точную дату появления первого велосипеда в нашем городе, но уже к началу нового века количество велосипедов и велосипедистов возросло настолько, что стало раздражать городских обывателей. Полицмейстеру пришлось запретить езду велотранспорта в местах скопления людей, что, впрочем, не помогло. Самые отчаянные умудрялись, миновав полицейские посты, появляться именно там, где им было запрещено, бравируя своей удалью и мастерством быстрой езды, подвергая опасности многочисленных пешеходов. Тут уж «безлошадная» полиция была бессильна. Попробуй, догони! Вслед за мужчинами эмансипированные женщины стали осваивать новую технику, вызвав ужас и панику среди строгих поборников нравственности. А когда Старлей изобрел женский велосипед с низкой рамой и защитной сеткой на заднем колесе, число велосипедисток стало быстро расти. В Москве к 1897 году их насчитывалось 60, а в Питере – 500!

В 1903 году Херсонская городская управа и полиция, уставшие бороться с наглостью «ездоков», принимают обязательное постановление, согласно которому езда на велосипеде в пределах города разрешалась только лицам, получившим в Горуправе номер. Номер крепили сзади к седлу велосипеда и его видел постовой полицейский, которому уже не надо было гоняться за двухколесной машиной. Кроме того, каждый год, с 1 по 15 января, велосипедисты должны были выкупать в управе жетоны, стоившие 1 рубль, на право езды по городу. Согласно постановлению запрещалась езда по тротуарам, всяческие гонки по улицам, езда без руля, без звонка, без фонаря в ночное время. Обгоняя пешехода или едущий экипаж, велосипедист должен был заблаговременно подать звонком сигнал, а потом уже совершать маневр. В местах скопления народа, при встрече с церковной церемонией или же при переезде пожарного обоза он должен был остановиться и вести машину в руках. Один из пунктов постановления гласил: «В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде, последний должен остановиться, сойти с велосипеда и по возможности спрятать его от лошадей». При передаче или продаже велосипеда, прежний владелец должен сообщить об этом в управу «немедленно».

Для велосипедистов Городская управа отвела одну аллею в северной части Александровского парка (сейчас – парк имени Ленина. – Прим. авт.). Проезд по другим аллеям парка был категорически запрещен. Позже на этой уединенной аллее любители быстрой езды устраивали городские соревнования, о чем сообщали в прессе, приглашая всех желающих. 3 мая 1904 года Херсон посетил известный путешественник Вильгельм Гейне. Он с 29 августа 1903 года объехал на велосипеде 50 российских городов, преодолев при этом 2800 верст. Местный предприниматель Петр Батенко (ставший «родоначальником» херсонского такси), основал циклодром, на трассе которого проводили велогонки с участием победителей мировых чемпионатов. Частым гостем состязаний был чемпион Греции Полидулис. «В воскресенье 8 и понедельник 9 мая состоятся гонки при участии победителя 1910 года в Берлине, чемпионов мира Эленгарда, Аренда, Шилина и на международных гонках в Варшаве в 1910 году выигравшего “гранд приз” у чемпиона Германии Оскара Петера, чемпиона Италии Карапеци, чемпиона Греции Полидулиса, чемпиона Австрии Кудели, чемпиона России Ненели, мирового спринтера П. Ткачика».

На циклодроме проходили смешанные соревнования велосипедистов с лошадьми и «мотоциклетами». Батенко также занимался продажей велосипедов. Это были велосипеды марок «Дукс» (фабрика Меллера, Москва), «Гумбольт» (Англия), «Некарсульм», «Панцер» (Германия), мотоциклеты «Вандерер». В мастерской предпринимателя ремонтировали двухколесную технику: «Починка велосипедов не такая простая работа, и выполнить ее безукоризненно местными силами не представляется никакой возможности. Ввиду этого я отправил своего брата в Москву на велосипедную фабрику Меллера для изучения правильного ремонта под руководством специалистов. Таким образом, в моей мастерской можно производить ремонт, чего в Херсоне до сих пор никто не мог достичь». По воскресеньям владельцы велосипедов приглашали совершить однодневный поход по окрестностям Херсона, знакомясь с достопримечательностями и пропагандируя здоровый образ жизни и новый вид транспорта, почитателей которого становилось все больше и больше.

Александр Захаров
"Гривна СВ".- № 47(262).- 17.11.2006.- стр. 13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.