on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.12.2017, 14:26

Декабрь-2017

Відійшла в минуле осінь. Грудень – первісток зими – оглядає володіння. Сніг іскриться під саньми. В білих шатах ліс дрімає. Кригою взялись річки. І виблискують під сонцем, як посріблені стрічки. Навкруги панує спокій, а сусідньому дворі червоніють горобини, ніби спалахи зорі. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

12.12.2017, 13:38

Херсонцев приглашают на «Историческую вечеринку»

  15 декабря состоится последняя в этом году встреча в известной ...
12.12.2017, 12:26

Каховчани - переможці конкурсу «KIEV ART FESТ»

08.12.2017, 10:15

Херсонцы окунулись в сказку

  Вчера в Херсонском выставочном зале Национального союза художников ...

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Экскурсии по улицам Херсона. Вдоль Потемкинской - от форштадта до бульвара. Часть 2

Экскурсии по улицам Херсона. Вдоль Потемкинской - от форштадта до бульвара. Часть 2

Продолжаем наше виртуальное путешествие по Потёмкинской улице. На очереди – любимое в прошлом херсонцами место отдыха – Потёмкинский бульвар

Цветы на месте казарм
В первые годы с начала строительства Херсона на месте нынешнего Потёмкинского сквера стояли солдатские казармы. Когда же надобность в них отпала, в 1835–38 годах их снесли, отведя и распланировав окружавший их пыльный и заросший сорняками пустырь под городской бульвар. Тогда же на новом бульваре были посажены деревья и кустарники, а в центре его в это же время на высоком гранитном пьедестале – установлен бронзовый памятник князю Потёмкину.

Прошло лет 20, и бывший пустырь, превратившийся в бульвар, стал одним из любимейших мест отдыха горожан Херсона. Причём даже такой неблагосклонный к Херсону наблюдатель, как украинский писатель и этнограф Александр Афанасьев-Чужбинский, отметил это на страницах своей книги «Поездка в южную Россию»: «Вообще Херсон не может похвастаться наружностью и не в состоянии предоставить ни одного здания, которое отличалось бы красотой и изяществом стиля, однако что можно похвалить, это так называемый бульвар, среди которого возвышается памятник Потёмкину. Сам бульвар небольшой, растительность – акация, сирень, сюда вечером собирается общество. Весною бульвар красив…».

Красоту Потёмкинского бульвара подтверждает и херсонский старожил Иосиф Векслер, оставивший дошедшие до нас свои бесценные воспоминания: «Очень хороший бульвар, находился в хорошем состоянии, за ним уже в те годы был постоянный уход специальных сторожей и садовников». Чтобы перекрыть «несанкционированный» доступ в этот чудный уголок «двуногим и четвероногим» губителям растений, территория бульвара была обнесена добротной оградой с ажурной решёткой, а охрану бульвара в ночное время осуществляли упоминаемые уже Векслером сторожа.

В середине ХІХ века собиравшееся вечерами на бульваре общество, чинно раскланиваясь и ведя неторопливую беседу, медленно дефилировало по засыпанным гравием (позже замощённым) дорожкам, среди редких столбов с тусклыми свечками в фонарях где-то в вышине (тогда керосинового освещения на бульваре ещё не знали). Колебавшийся свет примитивных светильников едва достигал земли, превращая фигуры прогуливавшихся в таинственные, фантастические силуэты. А сверху, с высокого гранитного пьедестала, едва различимого в темноте, смотрел на сие действо невидимый князь Потёмкин…

Иногда, по праздникам, вечерние прогулки на Потёмкинском бульваре сопровождались музыкой духового оркестра пожарного общества. Впрочем, поначалу это случалось нечасто. К концу 1860-х годов херсонцам захотелось большего, ну скажем, музыки на бульваре хотя бы два раза в неделю. Однако средств на подобные развлечения в городской казне, конечно же, не было. Пришлось этот вопрос решать всем обществом. По подписке была собрана достаточная сумма, причём большую часть средств на общее дело пожертвовало еврейское купеческое общество. В мае 1869 года в одном из номеров «Херсонских губернских ведомостей» был помещён подробный отчёт о расходовании собранных городским обществом средств: «Музыкантам за игру на бульваре, всего 40 раз по 7 р. 50 к. серебром, – 300 руб. За 10 новых скамеек, сделанных арестантами тюремного замка, – 36 руб. За 50,5 фунта свечек по 18 к. для освещения во время вечерней игры – 9 р. 09 к.».

Примерно в это же время на бульваре был построен помостэстрада для музыкантов, появилось несколько павильонов с напитками и лёгкими закусками. Немного позднее фонари со свечами, освещавшие бульвар, заменили керосиновыми лампами, и сразу же вечерами здесь стало уютнее. Часто на бульваре проходили концерты местных музыкантов-любителей, устраивались гулянья в пользу малоимущих. Порой анонсы предстоящих гуляний гласили: «Каждой даме – бесплатно цветы!» А иногда в местных газетах можно было прочитать: «Гор. управой разрешено студентам и курсисткам Херсона устроить на Потёмкинском бульваре гуляния с платой за уборку бульвара 15 р.».

По соседству – телятник
Вообще Потёмкинский бульвар, в отличие от Александровского парка, был местом прогулок, общения и развлечений «чистой» публики. По распоряжению городской управы полиция зорко наблюдала и не допускала появления среди гуляющих местных жриц любви, а также подвыпивших компаний «забалканцев» и «северофорштадтцев». В Александровском парке всё было по-другому… В апреле 1884 года по соседству с западной границей Потёмкинского бульвара было начато строительство здания городского театра. Ровно через 60 лет, в марте 1944 года, на второй день после освобождения Херсона от немецко-фашистских захватчиков это здание было разрушено взрывом заложенной оккупантами мины с часовым механизмом.

В 1959 году во время расчистки площадки под строительство здания нового театра была найдена памятная доска с надписью: «Театр сей заложен 18 апреля 1884 года в царствование Императора Александра ІІІ при Херсонском губернаторе действительном статском советнике Александре Семёновиче Эрдели, городском голове статском советнике Василии Григорьевиче Иовец-Терещенко. Здание воздвигается на городские средства, благодаря просвещенному содействию и неусыпной заботливости членов театральной комиссии: (далее следуют 13 известных в городе фамилий. – Прим. авт.). Архитектор Домбровский».

Ещё одной достопримечательностью, соседствовавшей с Потёмкинским бульваром, был двухэтажный дом с мезонином, поначалу принадлежавший Льву Скадовскому, отцу будущего предводителя дворянства Херсонского уезда Георгия Скадовского. Часть этого дома была арендована под резиденцию губернатора. Почти полсотни лет, 
с 1866 года до постройки в 1915-м нового здания на Пестелевском бульваре напротив Александровского парка, херсонские губернаторы жили и работали в этом здании, расположенном у южных границ Потёмкинского бульвара.

Восточной границей бульвара служило здание Губернской управы, находящееся рядом с городским телятником. Пожалуй, ныне подобное соседство было бы весьма удивительным. Однако телятник в то время был важной необходимостью в борьбе с эпидемией оспы, так как благодаря содержавшимся здесь животным служители получали вакцину для прививок. Стоит добавить, что в таком привычном и знакомом для нас слове «вакцина» имеется прямое указание на это, ведь латинское слово «вакка» означает «корова». Так что в начале ХХ века никого не удивляло появлявшееся время от времени в старых херсонских газетах обращение к горожанам с предложением посетить городской телятник для прививки оспы.

Памятник Потёмкину
После смерти князя Потёмкина императрица Екатерина ІІ наказала увековечить дела своего фаворита в специальной грамоте «с описанием в оной завоёванных им крепостей и разных сухопутных и морских побед, войсками его одержанных. Грамоту сию хранить в соборной церкви города Херсона, где соорудить мраморный памятник Таврическому, а в арсенале того же города поместить его изображение и в честь его вылить медаль».

Впрочем, исполнение волеизъявления царственной особы затянулось на долгие годы. В ноябре 1796-го императрица скончалась, так и не дождавшись доклада об установке монумента. Сменивший её на престоле Павел І, яростно ненавидевший Потёмкина, и слышать не хотел о выделении государственных средств на памятник матушкиному фавориту. Мало того, именно он приказал уничтожить тело и склеп Светлейшего в Херсоне, чтобы навсегда вытравить даже саму память о нём. Однако приказание сие, как у нас зачастую бывает, «замедлило с осуществлением», хотя императору и было доложено об исполнении.

В сентябре 1801 года на престол взошёл новый император Александр І. Практически сразу же после коронации новый император удовлетворил просьбу племянника Потёмкина, графа Самойлова, ходатайствовавшего о разрешении установить в Херсоне памятник Светлейшему за счёт личных средств потомков князя. Правда, очень скоро Самойлов отказался от этой затеи, потому как достаточных средств среди родственников собрать так и не удалось. Лишь спустя два десятилетия, уже после вступления в должность губернатора края князя Михаила Семёновича Воронцова, появилась реальная возможность сооружения памятника.

В 1825 году профессор, ректор Императорской Академии художеств, к тому времени уже весьма знаменитый скульптор Иван Петрович Мартос сделал первый терракотовый эскиз скульптуры Потёмкина. В 1831-м известным литейщиком Василием Екимовым (Якимовым) памятник Светлейшему был отлит в бронзе. Пьедестал был изготовлен итальянским архитектором Францем Боффо, с 1820-го по 1861 годы жившим и работавшим в соседней Одессе. Там по его проектам были построены более семи десятков зданий, поныне являющихся украшением южного города.

Первоначально планировали установить у подножья памятника Потёмкину на отдельных прямоугольных пьедесталах четыре фигуры – Марса, Нептуна, Аполлона и Геркулеса, которые, по замыслу художника, олицетворяли бы собой главные достоинства Светлейшего. Однако средств на всё, как всегда, не хватило, а посему князь Потёмкин остался в «гордом одиночестве».

Стоит отметить также, что сначала на пьедестале памятника были установлены медные доски с надписями: «Князю Потёмкину-Таврическому – Новороссийский край» и «Памятник сей воздвигнут в царст-вование Государя Императора Николая І. При Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове и при 
Херсонском гражданском губернаторе, действительном статском советнике Ганскау в 1836 году».

Смутные годы революции, Гражданской войны и установление в феврале 1920 года советской власти в Херсоне не могли способст-вовать сохранению памятных досок. Мало того, само существование памятника было поставлено под угрозу. Ещё в 1917 году его спрятали от глаз обывателей, укутав брезентом, а 27 апреля 1921-го бронзовый бюст Потёмкина сняли с пьедестала. 6 ноября 1921 года Потёмкинская улица и бульвар были переименованы в улицу и бульвар Карла Маркса. Спустя год, в голодном 1922-м, к пятой годовщине Октября на опустевший пьедестал водрузили гипсовый бюст теоретика коммунизма, изготовленный скульптором И. Михайловичем и не представлявший особой художественной ценности.

Бронзовый памятник Светлейшему долгое время пылился на задворках Херсонского археологического музея (ныне в этом здании расположено управление культуры и туризма Херсонской области). В период оккупации Херсона фашистскими войсками памятник какое-то время находился в городе, о чём имеется ряд свидетельств и фотографий. Однако после освобождения Херсона в марте 1944 года во дворе музея его уже не оказалось. По бытующей версии памятник был вывезен фашистами при отступлении.

Лишь в 2003 году к празднованию 225-летия Херсона памятник основателю города князю Потёмкину был восстановлен по фотографиям и эскизам херсонским скульптором Юриком Степаняном и вновь занял достойное место на своём пьедестале.

Александр Захаров
Источник информации

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.