on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Екскурсія по вулицях Херсона. Пішки вздовж Поштової - 2

 

Экскурсия по улицам Херсона. Пешком вдоль Почтовой...

Наше виртуальное путешествие бывшей Почтовой (Говардовской), семь десятилетий назад получившей имя прославленного флотоводца адмирала Ушакова, имевшего самое непосредственное отношение к Херсону, продолжается. В прошлом номере объектами повествования были 1-я Мариинско-Александровская женская гимназия и больница херсонской общины Красного Креста, ныне известная горожанам как городская больница имени Е. Е. Карабелеша (больница водников)

Самое высокое сооружение в начале XX века

В 1902 году в самой высокой точке Ярмарочной площади (во дворе здания, в котором ныне на первом этаже располагается магазин «Фокстрот») было построено первое высотное сооружение города - водонапорная башня водопровода Пастухова. Высота башни впечатляла непривычных к подобным сооружениям херсонцев и составляла 21 с половиной метр, на несколько метров выше знакомых нам по СССР знаменитых пятиэтажек-«хрущёвок», строившихся по единому типовому проекту. Стоит отметить, что возведённая башня некоторое время, по крайней мере в первом десятилетии XX века, красовалась на ярмарочном пустыре «в гордом одиночестве». На западной оконечности площади, метрах в двухстах от водонапорной башни, стояло построенное в 1899 году здание городской пожарной команды с добротной кирпичной каланчой над его крышей, о котором я расскажу несколько позднее. До строительства здесь водокачки пожарная каланча удерживала статус самого высокого архитектурного сооружения Херсона.

В нескольких сотнях метров южнее водонапорной башни виднелось добротное здание 1-й Мариинско-Александровской гимназии, возведённой практически одновременно  с башней в 1902 году. И... всё, нынешний центр города в начале прошлого века оставался всё тем же пустырём, разделявшим Херсон на две части. Отмечу ещё, что высотное водонапорное сооружение верно отслужило херсонским жителям более полувека и было демонтировано в 1957 году по причине ветхости и опасности конструкции. Но была и ещё одна причина демонтажа башни. По принятому в начале 1950-х годов генеральному плану развития Херсона, к 1960-му здесь должно было быть построено одно из двух жилых зданий-близнецов, завершавших формирование ансамбля площади Свободы (бывшей Ярмарочной). 128-квартирный дом, выполненный по новым технологиям из крупных инкерманских блоков.

Спортивно-зрелищный комплекс на Ярморочной 

В феврале 1910 года местный предприниматель Пётр Батенко, известный херсонцем своими новаторскими идеями, обратился в городское управление с просьбой об аренде участка городской земли, предоставив на обсуждение проект «циклодрома и скейтинг-ринга» для проведения велосипедных гонок и катания горожан на роликовых коньках. По-видимому, велосипедный бум настолько сильно сидел в печёнках городского самоуправления, что на удивление быстро управа разрешила этот серьёзный вопрос, отведя предпринимателю участок городской земли на практически пустынной Ярмарочной площади.

Да и строительство нового для херсонцев сооружения происходило словно по мановению волшебной палочки: 4 марта 1910 года начались работы, а уже через месяц, в апреле того же года, под бравурные звуки духового оркестра спортивно-развлекательный комплекс был торжественно открыт. Разместился он, по имеющимся сведениям, примерно в том месте, где ныне расположена гимназия № 6. Комплекс состоял из закольцованных велодорожек циклодрома и скейтинг-ринга, ограждённой площадки с твёрдым покрытием для катания на роликовых коньках. По согласованию с городской управой, контролирующей и регулирующей все финансовые вопросы между предпринимателями и посетителями, стоимость билетов для посещения скейтинг-ринга была назначена в 20 копеек катающимся и 12 копеек - зрителям. Вечернее катание публики сопровождалось игрой духового оркестра. Здесь же для любителей пассивного отдыха в кругу друзей или семьи был открыт буфет.

Первые велогонки

9 мая 1910 года впервые на циклодроме Батенко состоялись велогонки, которые стали впоследствии традиционными. В херсонских гонках на циклодроме принимали участие и приглашённые знаменитые велосипедисты. Частым гостем здесь был чемпион Греции, победитель в Олимпийских играх в Афинах Франческо Полидулис, который безотказно принимал приглашения Батенко для участия в гонках и был основным противником херсонского городского чемпиона Ветамотса. Кстати, настоящая фамилия херсонского чемпиона была Стоматев, а Ветамотс - спортивный псевдоним, фамилия, прочтённая наоборот.

Так уж сложилось, что два гонщика, имевшие равные силы, долгое время не могли определить лидера. Крупные пари (на сумму не менее ста рублей), заключавшиеся ими, переходили от одного к другому. Всё же после нескольких неудачных выступлений Ветамотса пальму первенства получил грек Полидулис. Наградой победителю стал золотой жетон, украшенный алмазами. Помимо Полидулиса, на херсонском циклодроме соревновались чемпион Киева Панин, известный спортсмен-велосипедист Яков Соболев, обладатель Гран-при международных гонок в Варшаве 1910 года спринтер Ткачик и многие другие.

Всё - ради каприза публики

Нельзя не отметить, что очень скоро циклодром Батенко приобрёл большую популярность среди горожан. По примеру укоренившихся в городских биоскопах дополнительных представлений, привлекавших публику возможностью созерцать «два нумера по цене одного», на циклодроме сверх программы гонок устраивали яркие и опасные для жизни исполнителей шоу. «Несгораемый человек» покажет опыты борьбы с огнём!.. Перелёт воздушных велосипедистов братьев Петерc на "Диа-плато-диаволо" через циклодром на высоте 30 аршин (21 метр, высота находившейся по соседству водонапорной башни, которая, вполне возможно, также была "привязана" к представлению. - Прим. авт.,)!» - приглашали посетителей насладиться игрой со смертью афиши того времени.

Конечно же, не все трюки проходили гладко. Так, в один из июльских вечеров 1911 года произошёл несчастный случай с известным не только в России, но и далеко за её пределами прыгуном Вильямсом де Царилом. Незадолго до того злосчастного вечера в Херсоне в цирке Коромыслова в Омске при исполнении подобного трюка погиб его родной брат Фрид де Царил, с которым Вильяме выступал в паре. «Смертельный» номер прыгуна заключался в совершении головокружительного прыжка с высокой мачты в мелкий, наполненный водой, бассейн. Иногда, дабы пощекотать нервы публике, поверх воды в бассейн напивали какую-либо нефтяную смесь, которую затем поджигали. Отчаянный исполнитель бросался вниз головой в огонь...

В Херсоне Вильяме де Царил, исполняя свой трюк, должен был прыгнуть в бассейн, наполненный водой всего лишь на один аршин (70 сантиметров)! Прыжок закончился неудачно, исполнитель трюка ударился лицом о дно бассейна. Когда прыгуна вытащили из воды, со многими дамами в публике случилась истерика. Тем не менее рисковый прыгун остался жив и получил-таки свои контрактные 40 рублей за смертельный прыжок.

Кто кого?

С 1911 года на циклодроме появился новый гонщик-чемпион. Им стал сын хозяина циклодрома Ефим Батенко, лидировавший в гонках на мотоциклетах. Экс-чемпион Ласточкин, пытаясь вернуть себе почётное звание, несколько раз вызывал Ефима на соревнования, но всегда приходил к финишу только вторым, объясняя свои неудачи поломкой мотоциклета или нездоровьем. В последний раз Ласточкин попытался вернуть себе потерянный титул в августе 1911 года, предложив Ефиму Батенко новое пари. «Гонка на моторах Ефима Батенко и Ласточкина (по вызову на пари в 50 рублей) завершилась торжественным поражением Ласточкина. На этот раз виновником своего поражения Ласточкин считает уже не мотор, а солнце, слишком рано завершившее свой заход. А так как Ласточкин недальнозоркий, то есть не то, чтобы обидеть его, а просто близорукий, то в темноте он не мог нагнать Ефима Батенко и победить его. Благодаря такому объяснению Ефим Батенко отказался от 50 рублей», - так прокомментировала эти гонки херсонская газета «Родной край».

Магазин и веломастерская

Можно отметить ещё, что именно Батенко принадлежал один из первых специализированных веломагазинов в Херсоне. Зимой 1911 года он доставил в Херсон большую партию велосипедов известных фирм: «Дукс» московской фабрики Меллера, английские «Гумбольдт», германские «Некарсульм», «Панцер». Помимо того, в магазине были представлены немецкие мотоциклеты «Вандерер». Пётр Батенко осуществлял и ремонт велосипедов, открыв при магазине ремонтную мастерскую. «Починка велосипедов - не такая простая работа, и выполнить её безукоризненно местными силами не представляется никакой возможности. Ввиду этого я отправил своего брата в Москву на велосипедную фабрику Меллера для изучения правильного ремонта под руководством специалистов. Таким образом в моей мастерской можно производить ремонт, чего в Херсоне до сих пор никто не мог достичь», - было сказано в рекламном листке мастерской Петра Батенко.

Пётр Батенко - пионер своего времени

Неутомимый владелец циклодрома, веломагазина и мастерской всегда искал новые формы деятельности и временами удивлял публику новыми формами спортивных состязаний. Так, с 1912 года на циклодроме проходили интереснейшие соревнования между скаковыми лошадьми и мотоциклетами или велосипедами. Помимо этого Пётр Батенко взял в аренду пришедший после сильного пожара в упадок бывший биоскоп застрелившегося Зайлера. Правда, восстановление бывшего процветающего предприятия оказалось настолько невыгодным, что буквально через несколько месяцев он от аренды отказался.

Следующим важным шагом предпринимателя Батенко стало устройство в 1913 году на углу Суворовской и Потёмкинской улиц стоянки автомобилей, которые можно было ангажировать вместе с водителем для поездки за пять рублей в час. По сути, эти автомобили и были первыми херсонскими такси. Таким образом, создатель и владелец херсонского циклодрома положил начало использованию новой автомобильной техники для «широкой» общественности. Конечно, для большинства обывателей сие средство передвижения тогда было непозволительной роскошью, как и сейчас, пожалуй. Тем не менее благодаря предпринимателю Батенко служба такси в Херсоне ныне начала отсчёт второго столетия своего существования.

Александр Захаров
Джерело: "Субботний Выпуск".- № 29 (817).- 20.07.2017.- стр. 13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.