on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.10.2019, 14:32

Жовтень - 2019

Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо мной; слагаются из них В волшебном очерке чудесные созданья И люди движутся, и глубже каждый миг Я вижу души их, достоинства их мерю, И так уж наконец в присутствие их верю, Что даже кажется, их видит черный кот, Который, поместясь на стол, под образами, Подымет морду вдруг и желтыми глазами По темной комнате, мурлыча, поведет...  Аполлон Майков  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новости региона

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

03.10.2019, 09:49

Студенти училища культури пройшли «Шляхом сови»

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История культуры и краеведение > Экскурсия по улицам Херсона. С аллеи парка - в небо!

Экскурсия по улицам Херсона. С аллеи парка - в небо!

В прошлой публикации мы познакомились с историей старейшего городского парка Херсона – Шевченковского (Денисовский, Александровский, Тарасо-Шевченковский, Ленина, Городской). Прогуливались вместе с городскими обывателями при свете тусклых керосиновых фонарей его пыльными, гравийными дорожками и убегали от парковых собак в неурочное для посещения время. Ныне продолжим наше историческое путешествие памятными местами херсонского прошлого

К нам едет аэронавт!
Мы все уже давно привыкли к различным летательным аппаратам и без особого восторга смотрим на проносящийся высоко в небе самолёт. Но лет 120 назад всё было совершенно иначе. И хотя к тому времени история воздухоплавания насчитывала уже целое столетие, херсонские обыватели жили всё такой же, как прежде, дремотной жизнью, видя полёты воздухоплавательных аппаратов только на картинках. Да и то лишь в иллюстрированных журналах и книгах, потому как единственная ежедневная городская газета «Югъ» ещё не освоила печать фотоизображений на своих страницах. Пожалуй, в то время большинство городских обывателей и представить себе не могли, что живой человек может когда-нибудь взмыть к небесам, «аки птица», у всех на глазах!

Тем не менее это произошло осенью 1899 года, то есть 118 лет назад. И главной ареной, на которой развернулось невиданное действо, стала главная аллея Александровского парка. Ещё задолго до появления в Херсоне воздухоплавателя Юзефа Маврикиевича Швамбаума-Древницкого по городу распространился слух о предстоящем в скором времени удивительном воздушном представлении. Похоже, нам, искушённым массой различных зрелищ, ныне и сравнить не с чем чувства, охватившие городских обывателей, с нетерпением ожидавших приезда «всемирной» знаменитости. Да как же иначе, ведь уже давно имена братьев Древницких были на слуху, и газеты, причём не только имперские, смаковали на своих страницах подробности полётных приключений и трагических происшествий, случавшихся с отважными гастролёрами в воздухе.

Воздухоплаватели-рекордсмены
Головокружительная в прямом смысле слова карьера уроженцев Варшавы братьев Древницких началась в 1891 году с первого построенного ими собственноручно воздушного шара. Конструкция его – самая примитивная. Шар был изготовлен из тканевой оболочки, приспособленной для наполнения горячим дымом вместо используемых за границей для этих целей водорода или светильного газа. Впрочем, в этом было своё преимущество, так как во время гастрольных путешествий по городам и весям безграничной империи чаще всего не было никакой возможности приобрести газ, а вот несколько возов соломы для костра – всегда пожалуйста!

Впрочем, шар шаром, полёты полётами, а была в воздушном аттракционе братьев Древницких своя особая изюминка. Этой изюминкой, привлекавшей массы людей на демонстрационное поле, где проходили представления, был спуск на парашюте с трапеции, закреплённой под шаром. Действо сие привлекало внимание тем, что хотя опыты с парашютами уже давно проводились, однако ещё не было изобретено по-настоя­щему надёжного приспособления, обеспечивавшего надёжный спуск парашютиста с высоты.

По сути, первая удачная конструкция парашюта была продемонстрирована его изобретателем Глебом Котельниковым в 1911 году, а в марте 1912-го Котельников запатентовал своё изобретение. Древницкие же ни о каких патентах не слыхивали и с 1892 года (по воспоминаниям же дочери Юзефа – с 1895-го) осуществляли спуск с высоты во время своих представлений на парашюте собственной конструкции. Конечно, конструкция парашюта Древницких была далека от совершенства, о чём свидетельствует трагическая смерть во время прыжка одного из братьев в период гастролей в Витебске в 1895 году. Хотя, впрочем, причиной гибели Станислава вполне могли быть определённые внешние условия. Не счесть падений и травм, которые довелось испытать и самому Юзефу Древницкому, однако он вновь и вновь возвращался в небо.

Как бы там ни было, после смерти Станислава в том же 1895 году заменить погибшего вызвалась Ольга, супруга третьего брата, Альфреда. Сначала под псевдонимом Ольга Бобровская она некоторое время выступала в паре с Юзефом Древницким. Ольга Михайловна стала первой в мире женщиной-парашютисткой, а её послужной список насчитывает 15 удачных прыжков с парашютом. Абсолютное же мировое первенство по количеству совершённых прыжков среди мужчин-парашютистов долгое время удерживал Юзеф Древницкий. Доподлинно известно, что превзойти его оказалось возможным лишь спустя два десятка лет.

Полёт в херсонские небеса
Для полётов и прыжков с парашютом в Херсоне городская управа отвела главную аллею Александровского парка. «Сегодня, в субботу 30 октября 1899 г. в Александровском парке воздухоплаватель-парашютист Ю. Древницкий совершит полёт на воздушном шаре и с громадной высоты опустится на землю при помощи парашюта-зонта. Полёт от 2 до 4 часов. Подробности в афишах», – писали херсонские газеты.

Полёт воздушного шара и прыжок с трапеции с ярким цветным парашютом в Херсоне прошли безупречно – слаженно и эффектно, в отличие от николаевских гастролей. В период демонстрационных прыжков в соседнем Николаеве аэронавту-парашютисту не удалось расстегнуть заевший замок крепления парашюта к трапеции и пришлось спускаться на землю вместе с шаром, что было сопряжено со смертельным риском. Ветер подхватил огромный «мячик» и помчал его по демонстрационному полю вместе с тщетно пытавшимся освободиться от лямок парашюта человеком. Если бы не большая компания молодых людей, бросившихся на помощь и сумевших затормозить скачущий по земле шар, Древницкому явно бы не поздоровилось.

На следующий день после полёта Древницкого в Херсоне местная газета «Югъ» сообщала на своих страницах: «Вчера в Александровском парке при большом стечении зрителей состоялся полёт на воздушном шаре Ю. Древницкого. В 3 с половиной часа под шаром зажгли солому и начали наполнять его тёплым воздухом. В последнюю минуту перед полётом на оболочку шара попало несколько искр, и шар начал местами прогорать. Но Древницкий не потерял присутствия духа, полетел на испорченном шаре и поднялся на значительную высоту. Благодаря полному безветрию полёт был совершенно вертикальный, и воздухоплаватель опустился на парашюте в нескольких саженях от места подъёма. Шар его сделан из непроницаемой парусины и имеет 10 тысяч кубических футов объёма при поперечнике в 30 аршин (21 метр. – Прим. автора)».

Второй полёт воздушного шара Древницкого состоялся 31 октября, о чём сообщала газета «Югъ»: «Сегодня, в воскресенье 31 октября 1899 г. в Александровском парке воздухоплаватель-парашютист Ю. Древницкий совершит последний прощальный полёт (подробности в афишах)». К сожалению, афиши, связанные с пребыванием в Херсоне Древницкого, не сохранились, однако газета «Югъ», подшивки которой ныне бережно хранятся в Херсонской областной научной библиотеке имени Олеся Гончара, сберегла подробности этого события. В половине пятого вечера отважный воздухоплаватель поднялся на шаре высоко над городом. Воздушными потоками шар был отнесён в сторону херсонской крепости, над которой Юзеф Древницкий под восторженные крики огромной толпы городских обывателей совершил свой второй удачный прыжок.

Интересно, что, похоже, только эта газетная информация фиксирует пребывание, полёты и прыжки Юзефа Древницкого в нашем городе. Современные справочники и даже научно-популярный журнал «Авиация и космонавтика» за 2012 год, в котором была размещена большая исследовательская работа о Древницком, в числе городов, в которых довелось гастролировать Древницким, Херсон не упоминают. Тем не менее демонстрационные гастроли в Херсоне состоялись, о чём детально известно из херсонского «Юга».

После выступлений в Херсоне было ещё бесчисленное множество полётов и прыжков, им осуществлённых. С 1891 по 1914 годы Юзеф Древницкий совершил более 400 (по другим сведениям – около 500) прыжков с парашютом и стал одним из наиболее успешных отечественных аэронавтов-демонстраторов. Возможно, эта малоизвестная страничка из истории нашего города могла бы послужить основанием для установки памятного знака на центральной аллее современного парка в ознаменование первого знакомства херсонцев с аэронавтикой.

Велотрек в парке
Рассказывая о старом городском парке, никак нельзя обойти затяжную велоэпопею, случившуюся на грани смены веков, в период, когда херсонцы впервые увидели велосипед и стали массово приобщаться к велоспорту. Казалось бы, спорт – это всегда хорошо, однако велосипедный в Херсоне стал, по уверению местной полиции, «кошмаром и опасностью, угрожающей здоровью обывателей».

Если считать, что первый по-настоящему удобный низкий велосипед «Ровер Сейфти» (безопасный) с двумя одинаковыми колёсами и цепным приводом – детище английского изобретателя Джеймса Старлея, появился в 1885 году, то лишь десятка лет хватило, чтобы он «доехал» до Херсона и прочно здесь обосновался. Уже в одном из первых номеров основанной в 1898 году Виктором Гошкевичем газеты «Югъ» читаем: «Велосипед, украденный из незапертой квартиры г. Израильсона в доме Фельдмана по Ганнибаловской улице 20 января, найден 21 января».

И хотя с точностью до года невозможно установить дату появления первого велосипеда в нашем городе, уже к концу XIX века количество велосипедов и велосипедистов в Херсоне возросло настолько, что даже стало раздражать городских обывателей. Полицмейстеру пришлось запретить езду велотранспорта в местах скопления людей, что, впрочем, не сильно помогло. Самые отчаянные умудрялись, миновав полицейские посты, появляться именно там, где ездить им было запрещено, бравируя своей удалью и мастерством езды быстрой и так называемой без рук, крутыми виражами, подвергая опасности многочисленных пешеходов.

«Гонки по тротуару по Почтовой улице. Один велосипедист сбил с ног, а другой переехал упавшую даму. Кроме нравственных потря-сений, она три дня не вставала с постели ввиду значительных ушибов и повреждений, полученных ею», – сообщала в1899 году газета «Югъ». И чуть позднее: «Велосипедисты остаются глухи к жалобам. Особенно досаждает езда велосипедистов в тёмные вечера, когда, откуда ни возьмись, сзади налетает на вас быстрый ездок, сваливает с ног и что есть мочи улепётывает дальше. Любителю велосипеда нет дела до того, что он вас безмерно напугал, сшиб с ног или повалил на мостовую. Быть может, недалеко то время, ко-гда нашим спортсменам недостаточно покажется разъезжать на наших тесных улицах только, и они сочтут для себя удобным сделать нашествие на бульвары и скверы, изгнав оттуда всю публику. Всё может быть, если против их беззастенчивого поведения не будут приняты меры».

Тут уж «безлошадная» полиция была бессильна. Попробуй догони лихого велосипедиста! Конечно, городское управление совместно с полицией искали разумные пути обуздания велосипедистов-нарушителей. Был принят ряд серьёзных постановлений и правил, а ещё специально для велосипедистов была отведена северная аллея Александровского парка. Проезд по другим аллеям парка был категорически запрещён. Позже на этой уединённой аллее любители быстрой езды устраивали городские соревнования, о чём сообщали в прессе, приглашая всех желающих. Со временем велотрек в парке стал местом проведения достаточно серьёзных велосостязаний, в которых местный банковский служащий Иван Стоматьев зарекомендовал себя непревзойдённым асом, заслужившим наградную ленту «Чемпион Херсона» (хранится в экспозиции Херсонского областного краеведческого музея). Впоследствии под псевдонимом Ветамотс (Стоматев наоборот) он успешно соревновался даже с победителями в международных велогонках и чемпионатах.

Александр Захаров

Источник информации

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.