on-line с 20.02.06

Арт-блог

07.02.2019, 11:25

Февраль-2019

Б Пастернак Февраль Достать чернил и плакать https://www.youtube.com/watch?v=Ba0t9sndAqg

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Новости региона

29.01.2019, 12:08

Дозволь собі бути щасливим

25.01.2019, 10:00

Відбувся флеш-моб «Моя стрічка-моя згода!»

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Экзамены вызвали революцию...

Экзамены вызвали революцию...

Благодаря целому ряду сложившихся обстоятельств, усиленных неудачной русско-японской войной 1904 года, начало XX века оказалось заражено бациллами революционной смуты. А кровавые события января 1905 послужили детонатором, который привел в действие революционный механизм и взорвал кажущийся вечным и незыблемым жизненный уклад империи

На подавление аграрных беспорядков на Херсонщине были брошены регулярные воинские части. Тем не менее остановить волну грабежей, разорения и поджогов имений землевладельцев удалось далеко не сразу. Только в 1906 году наступило относительно хрупкое затишье. Аграрные беспорядки не могли не сказаться коренным образом на всех отраслях жизни и прежде всего на сельскохозяйственном производстве - а значит, и на экономике Херсонщины. Обыватели ощутили это на собственной шкуре, когда цены на продукты питания неудержимо поползли вверх, а лишившиеся благодаря беспорядкам работы сезонные рабочие пополнили армию безработных и нищих, пытавшихся найти себе скромное пропитание и жилище в городах.

Не осталась в стороне от революционных событий и система народного просвещения. Да и о какой учебе могла идти речь в тот период, когда вокруг творилось такое! В связи с этим, идя навстречу учащимся, не имевшим достаточно времени на подготовку к предстоявшим ежегодным переводным испытаниям, Министерство народного просвещения рекомендовало попечителю одесского учебного округа (куда входил и Херсон), отменить экзамены в местных учебных заведениях в 1905-06 учебном году. Что и говорить, известие об отмене экзаменов школьниками и гимназистами было воспринято на ура! Зато в следующем учебном году, когда экзамены (частично, не в полном объеме) были восстановлены, в херсонской мужской гимназии вспыхнула местная мелкомасштабная революция. Решение о восстановлении некоторых основных экзаменов было объявлено гимназистам в начале апреля 1907 года и встречено возгласами всеобщего недовольства.

На следующий день, сорвав начинавшиеся по расписанию уроки, группа гимназистов двух 7-х классов, 6-го и часть учеников 5-го отправились в учебное помещение 8-го класса с целью устроить там сходку. Естественно, на повестке дня стоял единственный вопрос - отмена экзаменов. Впрочем, восьмиклассники, готовившиеся к выпускным экзаменам, от сходки и дальнейших революционных действий в стенах родного учебного заведения отказались. Тогда решительно настроенные «революционеры» заперлись в пустом соседнем классе, забаррикадировали двери изнутри партами, закрыли ставнями окна и приступили к дебатам по волновавшему их вопросу. Конечно же, для старейшей херсонской гимназии, пользовавшейся доброй репутацией, это было чрезвычайное происшествие.

Не поддававшиеся на уговоры преподавателей и инспектора гимназисты не захотели общаться ни с директором учебного заведения, ни с председателем родительского комитета Яковенко. На сходке была выработана линия поведения и вынесена резолюция, сущность которой заключалась в «пассивном протесте против восстановления переводных экзаменов». После чего гимназическое начальство ввиду чрезмерно возбужденного состояния учащихся благоразумно разрешило им беспрепятственно разойтись по домам. Вечером того же дня для решения возникшей проблемы было экстренно собрано заседание педагогического совета, которое продлилось до глубокой ночи.

Несмотря на то, что проступок учеников заслуживал довольно серьезного наказания, с ними обошлись мягко: «Совет большинством против двух голосов решил применять меру наказания лишь к ученикам, участвовавшим на сходке (так как даже в 6 и 7 классе участвовали не все). А именно, ученикам 5 класса понизить балл за поведение до 4-х и сделать выговор от имени совета. По отношению же к ученикам 6 и 7-х классов временно не допускать их к занятиям, уволив с правом обратного приема в ту же гимназию. Причем совет единогласно постановил из последней группы учеников никого не выделять. То есть не применять к отдельным ученикам более строгого наказания», - сообщала впоследствии местная газета «Родной край».

Пожалуй, вместе с «официальным» наказанием от педагогического совета каждый из гимназистов получил дома наказание «неофициальное», ибо уже на следующий день в полном составе пятиклассники явились в гимназию с повинной. Впрочем, на этом дело не кончилось. После заседания совета состоялось экстренное заседание родительского комитета. Итогом его стала телеграмма попечителю одесского учебного округа с просьбой отменить экзамены «ввиду начавшихся волнений среди учащихся местных учебных заведений». Причем в случае неудовлетворения ходатайства попечителем комитет просил отправить его по инстанции министру народного просвещения «для решения вопроса законодательным путем». Неожиданно решение родительского комитета мужской гимназии поддержали родительские комитеты других учебных заведений Херсона.

Не осталась в стороне от этого и местная пресса, ратовавшая об упразднении переводных испытаний: «По объяснению министерства, переводные испытания вводятся «не только к поднятию дисциплины, но и к улучшению собственно учебной части как действительного средства к закреплению и проверке приобретенных знаний». Однако практика жизни и даже высочайшая власть в лице Высочайше утвержденной комиссии по вопросу об улучшениях в средней образовательной школе давно осудили их: Подчеркнув полную несостоятельность этого паллиатива, и таким образом эта попытка министерства является печальным и вместе с тем и опасным анахронизмом при современном нервном настроении учащихся, еще охваченных волной освободительного движения. Спрашивается, кто же виноват во всей этой истории? Наказание, однако, несут только дети», - писала в апреле 1907 года херсонская газета «Родной край».

Впрочем, по поводу наказания уважаемая газета явно поторопилась. Незамедлительно после произошедших событий в Херсон приехал окружной ревизор. С помощью него был восстановлен порядок в учебном процессе гимназии. Уволенные из учебного заведения ученики были приняты обратно без всяких ограничений и последствий. В довершение всего состоялось новое расширенное заседание педагогического совета, присутствовавшие на котором согласились с доводами, что восстановление экзаменов в учебных заведениях может иметь непредсказуемые на данном этапе последствия. В связи с чем советом было выработано и направлено попечителю округа ходатайство об отмене экзаменов в текущем году.

Спустя короткое время педагогическими советами средних учебных заведений был получен циркуляр с соломоновым решением попечителя округа. В своем «предложении» попечитель предоставлял педагогическим советам исключительное право освободить от испытаний тех учащихся, относительно устойчивости багажа знаний которых не имелось никаких сомнений. Те же, кто проявлял нерадивость и леность в учении, должны были приложить немало сил и старания, чтобы наверстать упущенное и сдать экзамены. Что ж, по крайней мере справедливо. В следующем 1908 году переводные экзамены в учебных заведениях Херсона были восстановлены в полном объеме.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №3 (686).- 15.01.2015.- стр.14

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.