on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Skorokhod Aleksandr Nikolaevich > Адмиралтейский канатный завод

 

Адмиралтейский канатный завод

Сегодня бульвар Мирный  – одно из самых оживленных мест Херсона. Тысячи горожан и приезжих ежедневно проходят по нему, не подозревая, что на этом месте в квадрате улиц Мещанская – Мясницкая – Потемкинская – Почтовая (сегодня соответственно: Маяковского – Белинского – Карла Маркса – проспект Ушакова) полтора века назад находился Адмиралтейский канатный завод. Без его продукции ни один корабль херсонской постройки не мог выйти в море

Корабль ХVIII века внешне напоминал паука, окруженного сетью паутины – канатами. Все вместе взятые они служат для крепления узлов и управления парусами и именуются такелажем. Хороший такелаж – это 50% боеспособности корабля и залог его ходовых качеств. Без него корабль не сдвинется с места, не отдаст якорь, не пришвартуется к пирсу, не сделают ни единого выстрела его орудия. Каждый канат несёт определенное назначение или выполняет только ему присущую функцию. Одни только их названия в морской терминологии звучат романтично и загадочно: фалы, шкоты, галсы, гордени, гитовы, штаги, перты, леера.

Потребность в канатах разного диаметра и длины для среднего корабля колебалась от 6 до 15 километров! И это не учитывая 10% запаса, который хранился в трюмах.

Первые корабли херсонской постройки оснащали канатами, которые изготавливали в Таганроге. Со временем их доставка стала накладной. Да и производительность тамошнего завода не могла обеспечить возрастающие потребности в такелаже Херсонского адмиралтейства. Строительство канатного завода в Херсоне стало первоочередной задачей. Дату его строительства можно определить косвенным путем. После закладки Николаева (1789 г.), который по замыслу Потемкина должен был стать центром кораблестроения юга России, его главный строитель Михаил Фалеев испросил разрешения князя о переводе канатного завода из Херсона в Николаев. На что дальновидный светлейший ответил: «Канатному заводу в Херсоне быть или нет – посмотрю сам…». Письмо датировано 6 июня 1790 года. Отсюда вывод: завод построен в середине 80-х годов ХVIII века.

Предприятие требовало больших площадей. Поэтому его построили на окраине тогдашнего Херсона. Коноплю под деревянными навесами сортировали, сушили до определенного процента влажности, затем трепали, вычесывали и только после проверки её качества мастера направляли пеньку на изготовление канатов.

Описание завода, технологию изготовления канатов технически грамотно описала… фрейлина супруги императора Александра І Олимпиада Шишкина, которая побывала в Херсоне в 1845 году.

«Нам предложили ещё посмотреть принадлежащий морскому ведомству канатный завод. Я подумала, что это будет для нас совсем лишним, и только из вежливости не отказалась от сделанного предложения, за что и была награждена. Одно отделение, где вьют канаты, шириною двенадцать сажень (25 м), а длиною двести сорок (514 м), без малого полверсты, заслуживает особенного внимания. Я невольно остановилась в дверях, не видя противоположной стены и не понимая, как может держаться кровля на таком пространстве. Но здание, хотя деревянное, очень прочно, и никто в нём не помышляет об опасности. Внизу о четырех лошадях машина, от которой вверху огромное колесо вертит один человек, а двенадцать прядут пеньку руками, обвертывая их толстым сукном, чтобы не попадала кострига (отбросы после трепания и чесания конопли. – Примеч. авт.).

В другом отделении на полу два отверстия: в одно бросают пряжу в огромный котел с кипящей смолою, в другое она поднимается на машину, которая вмиг досуха выжимает её. Я закричала от ужаса, увидев, что один работник по локоть опустил руку в смолу; я была уверена, что она у него отвалится. Но он, смеясь, показал, что она невредима, и прибавил, что хотел позабавить нас, что кипящая смола как парное молоко, но когда она только закипает, или начнет простывать, то уже нельзя с нею шутить. Признаюсь, не знаю, как объяснить теперь понятнее, хотя в старые годы я училась в Смольном физике».

Особо трудоемким был процесс изготовления якорных канатов, диаметр которых был в пределах от 10 до 20 см, а длина – от 300 до 500 м. Первые рабочие канатного завода начали селиться неподалеку от места работы. Их небольшие домишки-мазанки положили начало улицы, которая была так бесхитростно и названа – Канатная (сегодня – Полякова).

Ежедневно с рассветом десятки телег, запряженные волами, под ритмичное щелканье кнутов и неизменное «цоб-цобэ», направлялись в сторону Белозерского (тогда Ивановского) тракта. На платформах лежали сотни аккуратно уложенных бухт канатов, которые распространяли вокруг запах смолы, дегтя и пеньки. Достигнув Глубокой пристани, что в Днепровском лимане, канаты всех диаметров становились своеобразной одеждой кораблей.

В среднем за год на заводе перерабатывали до 90 тысяч пудов (1476 тонн) пеньки на сумму до 200 тысяч рублей. Число заводчан достигало 480 человек из рабочих морского экипажа и адмиралтейских поселян. Машины приводили в движение 24 лошади.

В 1853 году Херсонский адмиралтейский канатный завод был переведен в Николаев. Его здания выкупила городская управа за 13 тысяч рублей для квартирования в Херсоне войск.

Александр Скороход

Джерело інформації: "Гривна".- № 38 (454).- 19.09.2003.- стр. 24-25
 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page