Безмолвные «Алые паруса»
08.11.2007
4 ноября Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. М.Кулиша порадовал зрителей очередной премьерой. Постановка была не классически драматическая и не экспериментальная - на сей раз на авансцену вышли танец и пластика.
Первая попытка вывести артистов балета из подтан-цовки, сделать спектакль, где именно они играли бы главные роли, была пару лет назад - тогда на Новый год поставили «Щелкунчика». Говорить о том спектакле как о полноценном балете было, пожалуй, рановато, но первое знакомство самых маленьких зрителей с искусством балета получилось ярким.
И вот - попытка номер два: пластическая драма-феерия «Алые паруса» по Грину - совершенно иной уровень. Здесь балет не просто танцует - артисты по-настоящему живут на сцене, они перевоплощаются до неузнаваемости (Вадима Гнидаша в роли Лонгрена - отца Ассоль -удалось узнать не сразу), каждое их движение отточено и осмысленно. Такой великолепный результат -> дело рук режиссера-постановщика спектакля Александра Вельского, специально приглашенного из Кривого Рога. Может быть, кто-то удивится, что наш театр приглашает не то что не зарубежного (помните «Мнимого больного» и «Фиалку Монмартра», поставленные венгерским режиссером Бела Мере?), но даже не столичного режиссера: «Подумаешь, Кривой Рог -даже не областной центр...» И здесь этот кто-то очень сильно ошибется. Ибо то, что делает Александр Вельский - режиссер и художественный руководитель потрясающего криворожского театра музыкально-пластических искусств «Академия движения», - вряд ли кому еще под силу.
Пару слов о самой «Академии движения». Это был первый народный театр пантомимы в Украине. Аналогов ему в нашей стране практически не было. Что-то подобное было создано в Москве -ансамбль пластической драмы под руководством Гедрюса Мицкявичуса. Сегодня «Академию движения» в Кривом Рогу величают не иначе как «Театр Вельских». Эта великолепная пара, Александр Игнатьевич и Антонина Петровна Вельские, режиссер и директор театра, может рассказать о многом. О том, как в 1985 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве они увидели практически всю пантомиму планеты - будучи экспертами от Советского Союза по международной творческой мастерской пантомимы. О советском этапе Международного фестиваля уличных и пластических театров и клоунады 1989 года - Москва-Ленинград, караван мира. О том, как именно их коллектив сделал семиминутное вступление перед премьерой фильма Соку-рова. О триумфальной первой поездке во Францию, когда 12 каналов французского телевидения начинало в 6 утра свое вещание с их «Сказания о море». География выступлений «Академии движения» велика - Германия, Дания, Латвия, Польша... И особенно приятно, что в последнее время в Херсон они приезжают каждый год - как участники фестиваля «Мельпомена Таврии».
И вот - приглашение не просто показать готовый спектакль, а создать новый на базе херсонского театра. Александр Игнатьевич давно «болеет» идеей поставить «Алые паруса», но криворожский театр - маленький, и возможностей для реализации мечты так и не нашлось. Предложение из Херсона решило проблему: даешь дорогу большой сцене! И вот подготовка -как испытание самолета. Продумано должно быть все, до мельчайшей детали - даже цветовая гамма костюмов для массовки, каждый элемент, каждый кусок ткани. «В принципе, наш театр бедный, - говорит Александр Игнатьевич. - Поэтому у меня играет все - я разве что еще кулисы не показывал, а так пространство у меня в театре двигается. Я у вас в гостях, и тоже все двигаю - это часть сценографии, которая оживляет пространство...»
И действительно: все очень просто, но эффект -потрясающий. Вот море: оно живет - то играет волнами, то штормит, то успокаивается... И все, что нужно для этого - огромное полотнище белой ткани и пара балерин...
Неудивительно, что премьера стала настоящим фурором.
И немного о грустном. Чуть меньше недели не дожил до премьеры художник-постановщик спектакля, народный художник Украины Виктор Григорьевич Балаш. Спешил - как чувствовал. Настаивал: «Либо мы выпускаем спектакль 4-го, либо не беритесь вообще». И «Алые паруса» стали лебединой песней художника...
Алиса Петрова
Булава.-8.11.2007.
Публікація першоджерела мовою оригіналу