on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Visual art > Futurism in Khersonschina > Бумеранг херсонского авангарда

Бумеранг херсонского авангарда

23.02.2006

21 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Алексея Кручёных - художника и поэта, связанного и с Херсоном, и с мировой культурой. Мало кто из херсонцев вспомнил об этой дате, но это и не важно. Главное, что есть среди них те, для кого это имя - не пустой звук. Кстати, о звуках: именно благодаря своим экспериментам с поэзией Кручёных вошёл в историю. Владимир Маяковский называл его творчество «помощью грядущим поэтам».

Но главной загадкой, тайной поэтического творчества Кручёных до сих пор остается его «заумь» - попытка выразить в звуках не выразимость невыразимого, явить во плоти бесплотное. Чтение вслух своих стихов у Кручёных было подлинным се ансом шаманства, заворажива ющим выпеванием звуков. .А знаменитое стихотворение, начинающееся со слов «ДЫР БУЛ ЩЫЛ...», которое впервые было опубликовано в 1913 году, до сего дня является слоганом футуризма.

С Херсоном Кручёных свя зывает очень многое. Он родился в деревне Оливке Вавиловской волости Херсонской губернии, с 1894 г. жил в Херсоне. Окончил Одесское художественное училище, а в 1908 г. познакомился с Давидом Бурлюком и Велимиром Хлебниковым и стал «гилейцем» - членом первой отечественной группы футуристов «Гилея». Херсонцев того времени мы можем увидеть глазами Кручёных благодаря его альбому «Весь Херсон в карикатурах, шаржах и портретах", выпущенному в 1908-1910 гг. Ведь Кручёных был ещё и очень не плохим художником. Вот только не любили его видные херсонские чиновники и дворяне за эти злые, язвительные карикатуры и очень боялись попасть под перо художника.

К 110-летию со дня рождения Алексея Кручёных вышел альбом шаржей херсонского карикатуриста Сергея Тарабановского. Прошло 10 лет, и вот уже и эта книга стала достоянием библиотечных архивов. И к круглой дате отдел искусств областной детской библиотеки смог показать юным читателям работы обоих авторов, и не только их. В библиотеке была организована выставка книг по истории авангарда и его наследию. А чтобы показать, в каком виде традиции авангардного Херсона дожили до наших дней, в библиотеку пригласили Центр молодёжных инициатив «Тотем», который в 2000 году создал один из лучших украинских сайтов -"TERRA FUTURA" ("Земля Футуризма", адрес в интернете www.terra-futura.com).

Директор ЦМИ «Тотем" Елена Афанасьева рассказала старшеклассникам о сайте и его главных разделах - истории группы «Гилея» и галерее работ современных херсонских авторов. Особенный интерес вызвал фестиваль современно го искусства «Дідцебаба», а не которые даже пообещали, что в этом году постараются стать его участниками. Конечно, это не значит, что авангардное искусство стало понятнее или «ближе к народу». Отнюдь. С самого начала юные слушатели разделились на две категории - одни явно скучали, у других горели глаза. Беглый опрос показал, что скучают те, кто из всей мировой культуры смог вспомнить только Тараса Шевченко и Лесю Украинку (да и то с трудом). Но огорчаться не стоит - главное, что эти дети дошли до библиотеки.

Сразу после презентации виртуальной терра-футуры оказалось, что в этот день в детскую библиотеку пришли не просто читатели и зрители. В зале состоялся показ оригинальных моделей одежды. Демонстрировали их девочки из аматорского театра моды школы № 50 и студентки класса-ателье из Текстильного техникума (руководитель - Ольга Уханова). Среди юных зрителей оказались и такие, которые с собой принесли эскизы авангардной моды - пусть неумело нарисованные, но зато творческие. И хотя самые младшие участники этой «встречи с авангардом» поняли очень немного и вряд ли запомнили фамилию Кручёных, зато стар шеклассникам было явно интересно (особенно парням). Такой минимализм в искусстве, как «Чёрный квадрат» Малевича или «Дыр бул щыл» Кручёных понимают очень немногие, зато чем смелее и откровеннее наряды на девушках-моделях - тем больший отклик находит авангардная коллекция в юных сердцах.

С детьми говорить об авангардном искусстве трудно и не нужно. А вот с подростками - гораздо интереснее. Молодым хочется быть смелы ми, а авангард - это всегда смелость, это вызов обществу и его нудным правилам, это возможность дать пощёчину общественному вкусу. А на дворе почти демократия, и наказания за пощёчины мож но не бояться. Это только искусствоведы говорят, что авангард уже умер, потому что этим термином они обозначают революцию в искусстве начала XX века. He-искусствоведы "авангардом" называют (вернее - обзывают) всё непонятное. А для молодых - это просто то, что хоть чуть-чуть впереди. Так было и так будет. Поэтому авангард, как бумеранг, всегда возвращается.

АННА ИСТОМИНА
Газета «Взгляд», 23 февраля (№7), 2006год

 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page