on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Music > From musical history of Kherson > Дали джазу


Дали джазу

Гремучая смесь академического джаза с украинским, грузинским и даже цыганским этно изменила лицо фестиваля Джаз-Коктебелъ самый драматичный момент выступления грузинской джаз-дивы Нино Катамадзе и ее соотечественников, группы Insight, в крымском поселке Коктебель неожиданно начался ливень. Однако он не разогнал людей, оккупировавших даже крышу дома-музея Максимилиана Волошина. По традиции именно напротив него расположилась главная сцена Международного джазового фестиваля Джаз-Коктебелъ - 2007, 21-23 сентября в пятый раз собравшего поклонников музыки на галечных пляжах и скалистых склонах курорта.

Чтобы удивить избалованных завсегдатаев и не вогнать в скуку тех, кто случайно оказался среди фестивальной публики, организаторы каждый год готовят какую-нибудь изюминку. Особенностью нынешнего мероприятия стал синтез академического джаза с этническим направлением, которое в западном музыкальном мире называют world music (музыка мира). Впрочем, Алексей Коган, член фестивального оргкомитета и самый известный знаток джаза в Украине, призывал не искать границы между джазом и фольком. А мотивы организаторов, выбравших фольклорное направление, он объяснил просто: "Этническая музыка сегодня - это очень модно. Мировые критики утверждают, что за ней будущее".

Море, вино, музыка "Джаз-Коктебелъ часто называют праздником вина и джаза. Некоторые говорят, что первого - даже больше", - полушутя заявил на презентации ведущий всех концертов Коган, неизменно обходительный со слушателями, вне зависимости от их поведения и любви к музыке.

Вино крымская земля представила в Коктебеле в избытке. И разношерстная публика всех возрастов и профессий распивала его прямо на набережной. Причем и бомжеватых растаманов, и хиппи, и серьезных поклонников академичного джаза, и любителей фолька в вышиванках, и курортников, случайно попавших в водоворот фестиваля, вино и музыка настраивали на мирный лад. Да и милиции здесь видно не было - редкий случай для подобных мероприятий.

Но и те, кто приехал исключительно за музыкой, получили ее сполна. Кроме трех дневных и двух вечерних концертов на двух сценах на набережной, выступления можно было слушать всю ночь напролет на дополнительных площадках - в барах, ресторанах.
Джаз-Коктебель часто называют праздником вина и джаза. Некоторые говорят, что первого даже больше.

Открывал фестиваль детский диксиленд из Херсона. У главной звезды этого небольшого джазового оркестра, семилетнего трубача Романа Куприянова, накануне выпали два передних зуба, потому играть ему было нелегко. А шестилетнюю барабанщицу за ударной установкой выдавали лишь огромные банты. Но несмотря на нежный возраст, дети играли на славу, и Лилия Млинарич, председатель оргкомитета фестиваля, пообещала организовать в Коктебеле в следующем году детский день.

В целом репертуар фестиваля удовлетворял любой вкус: традиционное грузинское многоголосье, цыганские напевы вперемешку с русскими романсами, джаз-рок, замешанный на индийских медитативных мелодиях, фанк с эйсид-джазом в исполнении киевских и московских диджеев. Такая пограничная музыка в отличие от академического направления, по мнению экспертов, способна привлечь широкую аудиторию.

Правда, приверженцы классического джаза после концертов перекидывались фразами: мол, слишком яркие этнические акценты, вроде выступления украинки Кати Chilly, работающей с аутентичным фольклорным материалом, - это уже не настоящий джаз.
Но и настоящий джаз с импровизациями и живой реакцией аудитории в Коктебеле тоже был. Как и ночные джем-сейшены музыкантов. Именно за этим - уникальными живыми выступлениями, которые никогда не услышишь в записи, и едет на фестиваль публика. "Ведь любая запись джаза - это консервы", - метко выразился Коган.

Кроме того, Коктебель этого года поражал демократичностью: вход на главные концерты программы был бесплатным, а от привычной для прежних фестивалей VIP-зоны, вызывавшей раздражение обычной публики, остались лишь воспоминания.
Хотя за вход на концерты в барах, ресторанах и Аквапарке просили от 20-ти до 100 грн. Но публику это не останавливало: например, трехчасовой концерт в Аквапарке прошел при полном аншлаге, которому не помешали даже проливной дождь и холодный ветер.

Самыми преданными поклонниками фестиваля были, пожалуй, местные жители: Джаз-Коктебелъ продлевает туристический сезон в поселке и приносит прибыль, уверяет Алексей Булыга, председатель Коктебельского поселкового совета.

В подтверждение аборигены рассказывают историю о том, как в 2006 году в Коктебель приехал Стэнли Кларк, легенда мирового джаза, что вызвало немалый ажиотаж среди меломанов. После саунд-чека музыкантов продавец шаурмы из расположенного возле сцены киоска кинулся обнимать одного из членов команды Кларка с криками: "Родные! Благодаря вам я за три дня продал больше товара, чем за все лето!"

Между творчеством и бизнесом. В первый день коктебельского фестиваля на сцену вышел его основатель и организатор Дмитрий Киселев, российский телеведущий, почти пять лет проработавший в Украине на телеканале ICTV. Легкие летние брюки и ярко-красный джемпер - таким предстал он перед публикой.

Чтобы быть ближе к фестивалю, а заодно и к морю, этот джазовый гурман построил в Коктебеле дом и с тех пор чувствует себя на мероприятии не столько официальным лицом, сколько радушным и хлебосольным хозяином, который не прочь отдохнуть вместе с гостями, послушать музыку и выпить вина.

"Фестиваль Джаз-Коктебель - некоммерческий, наши бюджеты абсолютно прозрачны!" - заявил Киселев со сцены. По поводу бюджета он слегка слукавил - для СМИ информация о стоимости музыкального действа осталась закрытой. Как объяснил Андрей Слабинский, исполнительный директор фестиваля, бюджет прозрачен лишь для спонсоров: те прекрасно знают, куда и зачем идут выделенные деньги. Вкладывает в Джаз-Коктебелъ и компания-организатор Promo.UA, для которой проект является еще и имиджевым.

"В этом году у нас был фонд частных инициатив, немножко нам помогла и торговля сувенирами - какую-то дырку в бюджете это закрыло", -делится способами выживания Млинарич. Но средств не хватает, с грустью отмечает председатель оргкомитета. К тому же в этом году фестиваль пострадал из-за политической ситуации в стране: опасливые спонсоры выделили меньше средств, чем в 2006-м. А государство ограничивается поддержкой в виде развития инфраструктуры поселка, в частности, строительства канализации.

Стремление превратить Джаз-Коктебель в яркое и более массовое зрелище, рассчитанное не только на узкий круг поклонников джаза, заставляет организаторов искать пути обновления фестиваля и приглашать неординарных музыкантов. В этом году они не раз ломали стереотипы по поводу того, на каком инструменте можно играть джаз, используя аккордеон, балалайку, скрипку и даже домбру.

Впрочем, состав участников Джаз-карнавала в Одессе, которому уже семь лет, или он же (последние три года он проходит в двух городах - Донецке и Киеве), ни в чем не уступает Коктебелю, отмечает украинский музыкальный обозреватель Игорь Панасов. "У Джаз-Коктебеля просто другой формат, тут больше околоджазовых проявлений, что особенно заметно по программе этого года", - уточняет он.

Корреспондент, 28.09.2007

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page