«Детская болезнь» фотоискусства
16.12.2005
Сергей Яновский.
И порадовала, и разочаровала одновременно итоговая выставка облорганизации Национального Союза фотохудожников Украины, открывшаяся в зале на площади Свободы в Херсоне.
Два десятка членов творческого объединения представили на суд зрителей 120 авторских работ, экспонируемых впервые. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы с удовлетворением отметить: провинциальные фотомастера вполне освоили современную
цифровую съемочную технику и приемы компьютерной обработки изображения. Их снимки радуют фантастической игрой красок и порой весьма замысловатыми композициями – вроде человеческого лица, «прорастающего» сквозь кленовый лист.
Однако за игрой красок подчас не стояло никакой смысловой нагрузки и не рождались в душе отклики. А ведь фотография только тогда становится искусством, когда автор снимка «поднимается» над механической фиксацией обыденности. Складывалось впечатление, что иные участники выставки попросту забавлялись смешением цветов и кусочков изображения с энтузиазмом «зеленых» новичков.
С тем, что херсонские фотохудожники еще не одолели «детской болезни» увлечения супертехнологиями, во многом не спорил и эксперт Александр Жилин - заместитель главного редактора профессионального журнала «Digital photographer», специализирующегося именно на проблемах цифровой фотографии.
- Злоупотребления компьютерными эффектами - определенная дань моде, характерная для начинающих, овладевших навыками применения «графического редактора». Чем автор опытнее, тем отчетливее он понимает тонкость - не в изменении действительности, а в том, чтобы подчеркнуть её привлекательные стороны, сделать выразительнее, - замечает Александр Жилин. - В мире искусства ценятся и черно-белые снимки, ручная «точечная» печать, максимально передающая структуру негатива. Это очень трудоемкая техника, но сегодня многие мастера сознательно отказываются от услуг импортных мини-лабораторий. Львовский мэтр Олег Огородник, например, даже самостоятельно модифицирует фотобумагу, покрывая её слоем серебряной эмульсии и воспроизводя структуру штрихов, наносимых кистью художника. Такие работы ближе к живописи, чем к «чистой» фотографии.
К сожалению, именно черно-белые снимки на выставке НСФХУ оказались редкостью. Да и то они преимущественно были извлечены из старых архивов, а впоследствии отпечатаны на оборудовании фирмы «Кодак», в процессе «модернизации» растеряв изрядную долю первозданного очарования. Жанровым разнообразием экспозиция тоже «не грешила».
Ректор Херсонского Национального технического университета, профессор Юрий Бардачев охарактеризовал её тематику четырьмя словами - «лес, море, тело и лицо».
И социальная фотография, и репортажные снимки практически не были здесь представлены, словно творческое объединение окончательно и бесповоротно утратило к ним интерес. Приятным исключением были всего несколько работ штатного фотокорреспондента газеты «Гривна» Виктора Цюзя. Вероятно, причину тематической бедности экспозиции следует искать в специфике труда её составителей. Ведь газетный репортер день за днем в круговороте жизни улиц, где его объективу легче найти «цель». Тогда как его коллеги зарабатывают на хлеб насущный преимущественно в салонах, и студийные «фотосессии», работа с моделями им
ближе. Если такой «кабинетный затворник» время от времени вырывается на пленэр, сиречь на природу, то предпочитает запечатлевать именно статичные пейзажи, ловя мгновения выигрышного освещения, переливы красок и полутонов.
Спору нет, такие работы тоже обретут своего зрителя, и зрителя восторженного. Но фотоискусство должно отражать жизнь во всей её полноте, и если итоговая выставка в чем-то утратила это качество, то это либо недочет организаторов, либо свидетельство того, что сами фотохудожники Херсона в борьбе за выживание подрастеряли репортерские навыки.
Конечно, не всем мастерам объектива быть репортерами. Только и без них тоже не обойтись.
"Гривна СВ плюс" 16.12.2005
Публікація першоджерела мовою оригіналу