on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Visual art > Art of Tavriya > Breath of Cimmeria in Tavria

 

Дыхание Киммерии в Таврии


Пожалуй, так можно оценить выставку акварелей Максимилиана Волошина, проходящую в эти дни в Херсонском художественном музее. Киммерийцы, тавры, скифы были теми древними народами, которые дали первые из сохранившихся до сих пор названий земель Северного Причерноморья. Трудно не согласиться с Волошиным, писавшем об этом так: "Земля, уставшая от смены лет и рас...". И вот у певца Киммерии именно природа выступает главным героем его знаменитых акварелей как декорации партии человеческой истории, реальной или мифической. В свое время сам Волошин говорил о живописцах: "Они открывают в мире образы, которые никто не видел до них". Поэтому, подчеркивал он, художник - "глаза человечества", которые обязаны верить, что "Земля, как и человек, способна видеть сны". А вот что писали уже о самом Волошине: "...художник и поэт в нем почти равносильны и, во всяком случае, конгениальны. Если бы когда-нибудь удалось осуществить безупречное полихромное воспроизведение пейзажей Волошина в сопровождении стихов автора, мы имели бы исключительный пример совершенного созвучия изображения и текста" (Голлербах Э. Миражи Киммерии).

Волошин говорил, что ни один его пейзаж "не написан" с натуры, а представляет собой музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа" и у него "нет ни одного "вида", который бы совпал с действительностью". Остановимся на одной из лучших работ "Киммерийской темы" художника. "Холмы пустынь и синих гор зубцы. Вечернего увенчанные славой" - взгляд как бы скользит от левого края, через центральную горную гряду, по глади залива к солнцу а, резко взмывая в необъятное небо, тут же падает вниз и влево, фиксируясь на одиноком дереве. Этот прием создает впечатление круговорота в природе, ее единой и неземной сущности. Примечательно, что при создании акварели Волошин пользовался минимальным набором красок и, как обычно, исполнял картину в один сеанс ("Как скоро и верно ладилось у него это трудное дело", — вспоминал Богаевский). Всматриваясь в акварель, нельзя не обратить внимания на интересную деталь: солнце заходит, а его лучами освещены отроги холмов, на которые, по законам перспективы, эти лучи уже не могут упасть. Свет на них от солнца мог быть только несколько часов назад. Таким образом художнику удалось органично соединить неподвижный "исторический портрет земли" и "бегущее" живое небо. Земля как бы ведет зрителя в глубь времени, а небо возвращает в день нынешний.

Общим для киммерийской панорамы поэта является мотив: человек в своих мыслях, мечтах и делах должен быть так же чист и величествен, как первозданная природа, как лик земли "святой и древней". Благодаря такому восприятию ему удалось взволнованно, проникновенно и верно запечатлеть эту землю как в словесных, так и зримых образах. Когда смотришь на акварели Волошина, то кажется, что в них звучат чеканные стихотворные строки, а когда читаешь стихи, то в воображении возникают отточенные киммерийские пейзажи.
"Все видеть, все понять,
все знать, все пережить.
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
горящими ступнями,
Все воспринять
и снова воплотить".
 

Федор Горбенко
«Светофор».- №46 (85).- 18.11.1999.- стр. 5

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page