on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XXI века > Ekaterininskiy cathedral already not that

Екатерининский собор уже не тот

Екатерининский собор – памятник или нет? Именно так теперь можно сформулировать вопрос о статусе здания на ул. Перекопской, 13. Юридически Екатерининский (Спасский) собор – памятник архитектуры национального значения, памятник истории, составная часть памятника градостроительного искусства “Херсонская крепость”. А это значит, что он должен сохраняться в первозданном облике, т. е. сохранить память об ушедшей эпохе. Но “закон” в Украине – слабое звено, и прошедший День Конституции не прибавляет энтузиазма. Собор не принадлежит государству, которое к тому же и не имеет ни желания, ни возможности его “охранять”. Тем более, что все памятники архитектуры в Украине требуют уже не столько охраны, сколько серьезной реставрации. Настоятель храма “брошен под танк” и вынужден самостоятельно решать проблемы с аварийностью здания, а их было много. Вынужден искать средства на ремонт, привлекать состоятельных прихожан, меценатов. Вот нашлись люди, которые дали деньги и на свое усмотрение делают ремонт Екатерининского собора. Аргумент современный: кто платит – тот и заказывает музыку. Штукатурить стены собора начали с июня. Ни цвета, ни фактуры знакомых всем с детства стен собора мы больше не увидим. Медленно, почти незаметно для обывателя, собор меняет свой облик и внутри, и снаружи.

Изменения эти начались еще в 90-х гг. с ремонтом купола. Он был уплощенным, а стал полусферическим. Мелочь? Но это была важная отличительная черта именно Екатерининского собора. 26 мая 1790 г. в личной записке архитектору И. Е. Старову князь Потемкин просил “в Херсоне купол на соборной церкви переделать на подобие того, что на моей круглой зале в Петербурге…”. Имелся в виду купол Таврического дворца, который по форме напоминал ранние византийские купола христианских храмов, ведь с Византией связано название нашего города, основанного, к тому же, на земле Византии (в свое время устье Днепра входило в состав Византийской империи). Следующим шагом стало усиление металлоконструкциями арочных сводов интерьера и зашивкой их и столбов гипсокартонном. Тоже мелочь. Но изящество округлых линий деталей интерьера, сохранявшего влияние стиля барокко в этом памятнике раннего классицизма, ушло. Далее последовала замена старых деревянных рам на стеклопакеты. Этот процесс уже неизбежен, но желательно при этом хотя бы сохранять рисунок и членение рам. Круглые проемы со сплошным стеклом без рисунка здесь недопустимы.

И вот теперь штукатурятся стены. Плохо это или нет? Камень-известняк в последнее время, вследствие повышенной кислотности, начал разрушаться. Это заметно даже по надгробным памятникам на старом городском кладбище. Камень требует защиты. Но такой ли? Ведь если в составе штукатурных смесей есть цемент, несовместимый с известняком, то разрушение камня продолжится, но уже скрыто. И лет через десять вернуть собору первозданный облик будет невозможно. Во время приезда в Херсон императрица Екатерина писала: “Церковь каменная прекрасная, когда я говорю каменная, не подумайте, чтоб под сим разумею кирпич. Здесь иного камня не знают, как тот, который, вынув из земли, кладут в стену”. Но собор действительно не всегда был из шлифованного камня, каким мы его знаем. Он покрывался тонким слоем известкового раствора, по цвету не отличающимся от самого камня для закрытия крупных пор и трещин, а главное – давал возможность “дышать” камню.

В Киеве существует ряд институтов, занимающихся проблемами охраны и реставрации памятников. Среди них государственный научно-технологический центр консервации и реставрации памятников “Конрест”, который не только дает рекомендации по защите камня, но и производит реставрационные смеси. Например, для известняка была разработана бесцветная пропитка, которой можно было покрыть стены собора. И, судя по всему, такая защита обошлась бы дешевле. Они же занимаются и проблемами просадки зданий, разломов фундаментов, несущих стен и конструкций, предлагая в каждом случае индивидуальный способ решения проблемы. Но всегда при полном сохранении облика здания. Иногда такой ремонт может обойтись очень дорого. И если уж находятся хоть какие-нибудь деньги, то лучше их использовать максимально рационально, глядя в будущее, а, не решая сиюминутные проблемы.

Комментарий
Что же происходит с храмом? Такой вопрос мы задали настоятелю Екатерининского собора отцу Петру.
– Мы ведем работы по реставрации. Первым делом мы грунтуем стены, чтоб закрыть все большие щели, затем будем снимать верхний слой и только после этого будем проводить реставрацию.
По словам настоятеля, все предварительные работы планируют закончить до 25 июля, то есть до очередной сессии городского совета, после которой на храм придут посмотреть главный архитектор города и комиссия, которые и решат, как именно будет реставрироваться храм. И создадут, наконец , проект реставрации. Выслушав мнение настоятеля, даже у человека, не знакомого с тонкостями реставрационных работ, возникает несколько очень важных вопросов. Например, как можно грунтовать песком и цементом стены из ракушняка, а бригада строителей работала именно этим материалом. Ведь цемент разрушает камень-известняк. Второй не менее интересный момент: как реставраторы собираются снимать слой псевдогрунтовки со стен без вреда для исторического памятника? Ведь вместе с цементом начнут отпадать и осколки камня. К тому же стены, которые расположены со стороны парка, покрыты поверх “грунтовки” непонятной субстанцией, которая на вид и на ощупь очень напоминает обыкновенную краску. И, наконец, как можно начинать какие-либо реставрационные работы без самого проекта реставрации. На все эти вопросы настоятель храма не захотел отвечать, ссылаясь на то, что до приезда комиссии и архитектора ничего рассказать, не может. Прораб также не пожелал ничего комментировать, отсылая нас к отцу Петру. Остается только надеяться, что гордость и исторический памятник 18 века, на который еще приезжают поглядеть из близкого и дальнего зарубежья, не испоганят и не превратят в балаган, покрытый дешевой краской. Что уже под патронатом нашего городского головы благополучно сделали с пороховым погребом – тоже памятником архитектуры.

Сергей Дяченко, Анна Павлюк
“Вгору”.- 02.07.2009

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page