on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Visual art > Publishing houses of Tavriya > Экслибрис как повод для рассуждений

 

Экслибрис как повод для рассуждений

01.03.2006

Сергей Сазонов, родился 8 августа 1943 года в г. Красноярске (Российская Федерация). Окончил Киевский художественный институт, факультет архитектуры. Старший преподаватель кафедры дизайна Херсонского национального технического университета. Член Национального союза архитекторов Украины.

Виталий Крыжановский, родился 26 июня 1967 года, в г. Константиновка Донецкой области. Окончил Харьковский инженерно-строительный институт, факультет архитектуры. Доцент кафедры дизайна ХНТУ. Член Союза дизайнеров Украины. Член Союза рекламистов Украины.

Книжный знак возник сразу же с рождением печатной книги. Тогда, когда книга впервые стала, еще редкостным, дорогим, но все же серийным товаром. Самые первые знаки в книге ставили мастера-печатники, они же были первыми издателями интеллектуального товара. Их производственные знаки были товарными знаками, защищающими книгу. Вскоре эти знаки превратились в издательскую марку - особый вид логотипа, и в таком виде существуют и в наше время. Уже первые владельцы этого уникального товара, каким была книга, хотели засвидетельствовать ее принадлежность. Печатная книга долгое время только в руках своего владельца обретала свои внешние одежды, которые теперь мы называем привычно: переплет, обложка, палитурка. Здесь уже каждый владелец стремился продемонстрировать свою знатность, богатство, ученость. Пышным узором эмалевой финифти на драгоценных сафьяновых переплетах книг красовались геральдические символы владельцев книг: императоров, князей, епископов.
Со временем, когда книга стала продуктом достаточно широкого распространения и обрела фабричную обложку, но при этом оставаясь достаточно редким товаром, возник и повсеместно распространился книгообмен между любителями. Тогда и потребовалось создание особого знака, который должен был напомнить забывчивому или нерадивому должнику, кому необходимо возвратить задержанную надолго книгу. Б то же время эти знаки не лишают хозяина радости совместного наслаждения от чтения хорошей книги с друзьями. Такие знаки стали наклеивать на внутренней стороне переплета. Они имеют красивый и продуманный вид, соответствующий достоинству, интеллекту и эстетическим запросам владельца. Начиная с XV века, и особенно в эпоху Гуманизма, владельцы книжных собраний стремились засвидетельствовать свою причастность к общению с классической и научной литературой, вклеивая в книгу маленькое произведение графического искусства. Над созданием экслибрисов трудились выдающиеся мастера искусства: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Лукас Кранах и множество других. И в наши дни немало художников с мировыми именами пробуют силы в этом миниатюрном, но таком благородном деле. Мотивы изображений на книжных знаках эволюционируют от изображения герба владельца до говорящих символов и сложных аллегорий. Часто символические изображения указывают на личные пристрастия и особенности жизни их владельца. Созданные по специальному заказу аллегории должны подчеркивать значимость книжного знания и литературы. Большинство книжных знаков несут на себе отражение современности и прогресса, основных понятий и представлений своей эпохи. Владельцы книг и художники-создатели предпочитают нейтральную красоту шрифтовых композиций, избавляя книгу от назойливости фигуративного изображения. Великолепные формы экслибриса созданы средствами современной каллиграфии и письма.
Параллельно с созданием книжных знаков возникла страсть к их коллекционированию. Интерес к собиранию экслибрисов с тех пор не угасает, поскольку искусство книжного знака тяготеет к свободному творческому поиску в потоке книжной миниатюры, станковой графики либо к лаконизму дизайнерского знака. На полках хранилищ Херсонской областной универсальной библиотеки есть много книг, первые развороты которых украшают старинные и совсем новые книжные знаки. Эти знаки на всевозможных языках рассказывают нам о людях, которые в разное время составляли интеллектуальное лицо нашего края. Это были большие книголюбы, известные люди и скромные коллекционеры, щедрые дарители и меценаты.
Многие художники в душной атмосфере советского времени искали выход своему таланту в книжной миниатюре. К сожалению, большинство из этих знаков так и осталось в скромных частных собраниях недорогих книг, неизведанным пластом нашей недавней истории. Особое место в истории книжного знака Херсонщины заняло творчество недавно ушедшего от нас Феликса Кидера. Его экслибрисы представляли наш край на многих выставках мира. Его миниатюрные шедевры украшают книги из собраний многих известных людей нашей некогда огромной страны.
Уже несколько десятков лет книжный знак - традиционное учебное задание для студентов-дизайнеров. Не является исключением в этом и кафедра дизайна Херсонского национального технического университета (ХНТУ). Как свойственно для студенческих работ вообще, книжные знаки могут быть наивными, авангардными, вызывать сомнения в графических трактовках содержаний, быть, попросту, хулиганскими. Но ведь это и вполне естественно для такой специфической творческой аудитории. Молодые, как всегда, ищут свои пути и новые векторы творческой самореализации. Студенческий книжный знак как одно из первых проектных заданий, в котором авторы реализуют комплекс знаний в композиции, стилизации, владении шрифтом, часто неоднозначен, но всегда свеж и интересен. Поскольку это всегда некое посвящение себе, другу, подруге, - студенческий книжный знак представляет собой небольшой, но очень яркий срез того, что творится в умах поколения XXI века.
Даже по перечисленным аспектам можно сделать вывод, что книжный знак, несмотря на предельную лаконичность и миниатюрные размеры, всегда многоплановый и дает обширный материал для рассуждений и анализа. Но в студенческих работах есть еще один очень важный фактор. Выполнение учебного задания - это повод наиболее естественно войти в глубокие традиции книги, в современную проблематику национальной культуры. Именно такие цели преследует учебное задание, которое выполняют студенты кафедры дизайна ХНТУ. Разнообразные графические трактовки экслибриса, шрифтового плаката, средовых ярмарочных объектов информации и рекламы, компьютерных реконструкций средневековой книжной графики объединяет175-летний юбилей выхода в свет бессмертного произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Часто слышатся упреки в том, что студенческие работы лишены глубокой социальной проблематики, что современная высшая школа потеряла воспитательную функцию. На фоне этого глубокая и вдумчивая работа студентов с подобной тематикой позволяет опровергнуть это расхожее мнение. Более того, пропуская опосредованную учебной работой актуальную проблематику сквозь свое сознание, молодое поколение в гораздо большей степени проникается традициями национальной ментальности. И никакие долгие моралистские собеседования, навязывание неких догм и установок, т.е. то, что принято называть «воспитательной работой», не сможет конкурировать по силе воздействия именно с такой формой «погружения» в проблему.
Сегодня «юбилейная гоголевская» работа в самом разгаре, а итоги студенческого творчества херсонцы и гости города увидят в экспозиции очередной межрегиональной выставки Херсонской Торгово-промышленной палаты «Книжный салон-2006».

Журнал «Бизнес Таврии» №3 Март-апрель 2006

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page