on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Khmel` Victor Adol`fovich > Херсонский академический театр кукол: 50 лет творчества

 

Херсонский академический театр кукол: 50 лет творчества

Когда-то, по человеческим меркам «ужасно давно» - лет эдак 130-140 назад - Херсон славился своими ярмарками, главная из которых, Троицкая, собирала продавцов и покупателей чуть ли не со всей необъятной губернии

Вместе с разнообразным товаром, пшеницей и огромными стадами скота в Херсон, на широкую площадь, которая издавна носила название Ярмарочная (ныне - площадь Свободы), стекались лицедеи и устроители различных балаганных представлений. И, безусловно, в те далекие времена никакая ярмарка или широкое народное гуляние не обходились без актёров-кукольников. Ведь театр кукол, с его тогда ещё достаточно примитивными действующими лицами типа вездесущего Петрушки с едкой, злободневной сатирой, был, без сомнения, любим и детьми, и взрослыми (ну, может быть, за исключением лишь тех, кого высмеивал).

Конечно, сам театр прошлого и его представления заметно отличались от привычного для нас современного театра кукол. Обтянутый тканью каркас на колёсах, внутри которого прятался актёр или актёры с набором деревянных или тряпичных персонажей, участвовавших в представлении, бутафорский и художественный минимализм в сочетании с импровизированной игрой актёров - таким был долгое время этот народный театр.

Позднее, уже с победой новой власти, когда строгая советская идеология изгнала из своей среды балаганные представления религиозного характера и чуждого прошлого, некоторые «кукольные» элементы продолжали использовать теперь уже в агитационных целях:

«Гражданин! Послушай - не жалей,

Соблазнись чудеснейшим обменом:

Шутка ли - за несколько рублей

Можешь плюнуть в морду Чемберленам!» - гласил в 1927 году агитационный плакат на Ярмарочной площади в Херсоне, где красная агитбригада проводила сбор средств на постройку гидросамолёта «Красный Херсонец».

Конечно, кукле, изображавшей «Чемберленов» в «морду» никто не плевал, в этом случае рубли были куда весомее плевков. Зато, в конце агитпредставления краснозвёздный аэроплан настигал трусливо убегавшего британского политика и крючком за шиворот поднимал его в небо. Ну а актёры, изображавшие грозных красноармейцев, принимали брыкавшуюся кукольную фигуру на свои, не менее грозные, выкрашенные в красный цвет, деревянные штыки, символизируя тем самым победу над мировым капитализмом.

Впрочем, политика и агитация - это дело сугубо государственное, а вот в частной жизни некоторых наших тогда ещё советских сограждан кукольный театр продолжал занимать определённое место. Я здесь умышленно использовал словосочетание кукольный театр, которое ужасно не любят профессионалы этого жанра: настоящим театром бывает только театр кукол, а кукольный - это нечто на уровне бытовой детской игры с куклами. Но именно таким «домашним», бытовым, детским он оставался до начала развития эпохи художественной самодеятельности.

В послевоенное время, когда в период восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, большое значение уделялось росту культуры советских граждан, а на карте Херсона появился целый ряд профильных домов культуры с широким списком самодеятельных кружков, здесь нашлось место и «кукольникам».

В 1960-70-е годы при домах культуры, городских и заводских клубах работали уже не менее десятка подобных маленьких театриков разной степени мастерства. Самодеятельные артисты зачастую сами изготовляли декорации, шили кукол и «бескорыстно», то есть без малейшей финансовой заинтересованности, демонстрировали своё искусство в детских садах, школах, пионерских лагерях, получая от своего труда лишь моральное удовлетворение.

С одного из таких самодеятельных театров и началась история Херсонского областного театра кукол. Бывшая актриса театра Тамила Максименко, стоявшая у истоков его создания, вспоминала в своём интервью в газете «Маркет +»: «В конце 1971 года в Херсон приехала гастрольная группа актёров Московского театра кукол Образцова (в то время слава о нём гремела по всему миру) со спектаклем "Гулливер в стране лилипутов”. Наш же театр начинался с нуля. Статус и штат он приобретал постепенно. Мы сделали кукол по подобию московских (первые куклы были топорные, неуклюжие, тяжёлые, неповоротливые), пригласили профессиональных актёров-кукловодов из Харькова и Днепропетровска и начали с того же “Гулливера в стране лилипутов” (режиссёр Степан Ивахин. - Прим.авт.). Потом стали готовить новые спектакли. Первое время кукольный театр в управлении культуры даже не значился, а мы обитали в парке Ленинского комсомола, в одноэтажном домишечке за озером. Раньше в нём был хоздвор, но управление культуры освободило это здание, достроили два флигеля, там мы и ютились. В одной комнатушке - мастерские, где изготавливались куклы, в другой - бухгалтерия, в третьей жили две актёрские семьи».

Вместе с Тамилой Максименко у истоков Херсонского областного театра кукол в начале 1970-х стояли Владимир Мордович, Тамара Юрковец-Шумарина, Галина Бондаренко, Любовь Гринченко, Александра Тарновская, Тамара Лазарчук, Виктор Демидко, Александр Селябин, Валерий Маценко и другие актёры. Первым директором нового театра, получившего статус областного, стал Анатолий Шкарупа.

Работы актёрам молодого театра хватало: летние гастроли в приморских пионерских лагерях, которых в то время было в избытке, да и в самом Херсоне и области во множестве школ и дошкольных учреждениях.

«Нас постепенно стали узнавать, - вспоминала Тамила Максименко, - о нас стали говорить, начали приглашать в другие города - Одессу, Харьков, Николаев, Кировоград. Мы всё время были в разъездах, и в мороз, и в жару, фактически жили в автобусе - там мы репетировали, там у нас проходили собрания. Бывало, в осенне-зимнюю распутицу застревали в глухих полях, на горизонте даже огонька не было видно...

Но мы были энтузиастами, в день играли по 2-3 спектакля на разных площадках. Приезжаешь усталый, но видишь этих детишек в зале - они ждут чуда, они пришли на праздник, как можно сыграть тяп-ляп?».

В 1979 году в Херсонский театр кукол пришёл новый главный режиссёр Тадеуш Варжало, с которого началась новая эпоха театрального творчества. Тадеуш Мстиславович оказался не просто хорошим режиссёром, но и талантливым художником, а также инженером-конструктором, придумывавшим и собиравшим механизмы управления куклами.

Тогда же, в конце 1970-х, управление культуры инициировало реконструкцию Дома культуры имени Шумского, где до революционных событий 1917 года размещался зал общества «Трезвость». Теперь же в реконструированном здании должен был разместиться областной театр кукол. Вот, правда, ждать этого знаменательного события пришлось довольно долго. Только в ноябре 1986 года состоялось торжественное открытие собственного здания театра с уютным зрительным залом и большим фойе. И вот уже целых 36 лет из юбилейных пятидесяти двери театра кукол в Херсоне радушно открыты для юных и далеко уже не юных зрителей.

Ныне театральные постановки Херсонского академического областного театра кукол известны не только в Украине, но и далеко за её пределами. А коллектив его отмечен множеством почётных званий и наград.

Как-то совсем незаметно промелькнуло полсотни лет со дня появления в Херсоне своего театра кукол. Многие имена тех, кто стоял у его истоков, уже забылись, на смену им пришло не одно поколение новых талантливых актёров, режиссёров, художников и мастеров по изготовлению кукол. Творческий коллектив театра, прошедшего свой славный пятидесятилетний творческий путь, продолжает радовать зрителей новыми постановками, неизменно вкладывая в работу частичку своей души.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна».- №5 (1413).- 02-09.02.2022.- стр.10

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page