on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Arts and crafts > International biennale arts textiles “Skifiya” > Эсфирь Серпионова и ее идеалы

Эсфирь Серпионова и ее идеалы

В рамках 10-го Международного биеннале современного текстиля «Скифия» 18 июня в выставочном зале на площади Свободы открылась удивительная выставка под названием «Малая родина»...

Удивительны представленные на ней гобелены: такие жизнерадостные и чистые - как детские сны, домашние и теплые - как лоскутное одеяло, в которое можно завернуться в самую лютую стужу, звонкие и лиричные - как любимые стихотворные строки... Удивительная женщина - автор этих работ одесситка Эсфирь Серпионова: художница, поэтесса и педагог, театральный художник (в прошлом) и монахиня (сегодня). Она доцент педагогического университета и руководитель иконописной мастерской при женском монастыре. Едина во многих лицах. Но затруднение, вызванное необходимостью найти правильную форму обращения к ней (по имени-отчеству? матушка?) разрешила очень легко: «Конечно, по имени! К художникам никогда по отчеству не обращаются. Я же здесь как художник».

Ей подвластны живопись и графика, скульптура и текстиль, сценография и декоративно-прикладное искусство. Но перед херсонцами она предстала как автор потрясающих гобеленов. И хотя на нашем биеннале «Скифия» Эсфирь Серпионова не новичок (по одной-две работы она выставляет постоянно), ее персональная выставка в Херсоне состоялась впервые, за что художница благодарит семью Шнайдеров, которые и взяли на себя все организационные вопросы. Очарованы работами одесситки оказались не только простые зрители, щедры на восторги были и коллеги (благо, биеннале собрало мастеров по текстилю не только местных, но и зарубежных): цвет, фактура, умение заполнить пространство... «Я вот мучаюсь - а у вас так легко получается...» И вопросы, вопросы, вопросы...

«У вас есть станочек?» - «Да, вот такой, небольшой...»
«Ткете руками или?..» - «А какое же удовольствие будет, если не руками?»
«Это нитки или тряпочки?» - «Тряпочки, хотя нитки я умею прясть...»
«Рваные?» - «Нет, не рваные. Я их режу».
«Красите сами?» - «Нет, беру текстильно окрашенные ткани, и из них делаю полосочки. Это не принципиально, просто мне так нравится...»
«А какой материал предпочитаете?» — «Мне все нравится: и синтетика, и х/б...»
«Откуда идеи?» - «Просто сыплются. Я из них выбираю...»
«Как все успеваете?» - «Не успеваю ничего, что хочу...»
В общем, вопросов накопилось...

- Эсфирь, у Ваших работ просто невероятные цвета!
- А я не то что недовольна - я все время ищу, думаю, что получается как-то не так. Конечно, здесь на белых стенах все хорошо, но если в тесном помещении или в темноте... Здесь же еще блески всякие есть, есть фактурки... Вообще, я уже много лет преподаю цветоведение. Я этой проблемой живу, изучаю ее. Одну тетрадь по цветоведению сделала для института еще в 1985 году, а пару лет назад, - для семинарии, более полную, с текстами. Не обязательно иконописцам изучать цветоведение - они у нас изучают 2 года.

- Честно говоря, от художницы-монахини ожидалось увидеть какие-то религиозные мотивы...
- Они тоже есть, «Адам» - пожалуйста. Или «Потерянный рай». Это как бы о том.

- Да, но подход-то светский.
- А это светское искусство. Я специально не дублирую. Эта тема у меня идет, но я ищу ей другой ход, чтобы не было как-то впрямую, чтобы было шире, чтобы открывать этот мир для людей с какой-то другой стороны. А если человек церковный, то он и так чувствует.

- Будучи монахиней, связь с театральным миром поддерживаете?
- Нет, зачем? Из театра меня позвали в институт, преподавать игрушку (в последнее время я работала в театре кукол). Тем более, монастырь и театр... Хотя сейчас именно церковный театр делает очень много для детей, церковь сегодня не против театра, просто смотря что создавать. Я сейчас как бы живу в приграничье - между тем и тем, и когда идешь по мостику, видно и то, и то - и внизу, и вверху. Можно взобраться выше - тогда шире горизонт, больше видно; а некоторые копают вглубь, и такие драгоценности находят! Это разное. Но каждый должен остановиться и осмотреться поближе.

- Гобелены создаете давно?
- С 2004 года, хотя в 7 классе уже была текстильщицей. Первый гобелен был сделан для подарка. Потом решила еще попробовать - как оформление для офиса. И так оно и пошло. Если о каком-то материале думаешь, он и идет.

- Значит, сейчас у вас период гобелена...
- Возможно. Но все остальное тоже не оставляю. Я же преподаю икону.

- Вы назвали выставку «Малая родина», у нашей родины сейчас проблемы. На Ваш взгляд, искусство долито отражать такие проблемы?
- Не то что отражать - думать о них. Помните, когда у нас о войне много было фильмов. Одни фильмы показывают грязь, ужас (западное искусство так пишет картины о Христе - с кровью, страданием), а были фильмы, которые показывают светлое: что даже на войне эти мальчики не озверели. Я человек такого плана, мне бросаются в глаза положительные стороны. Не потому что я закрываю глаза на плохое. Можно призывать к миру, а можно говорить о войне. Но война - это ж нехорошо, а ты показываешь, что есть что-то лучшее. Как факт. А какие выводы? Что делать-то будем? Видим лучший путь, видим идеал - давайте к нему стремиться. Это общая установка. К тому же я педагог, а педагоги должны на позитиве быть. В последнее время я стараюсь дать выставкам какое-то название, направление. Они всегда направлены на поднятие какой-то проблемы, может даже на ее решение, и хотя мы не можем решить проблему, но показываем пути - это наши творческие предложения, как решать наши жизненные проблемы через искусство.

Лариса Жарких
«Вгору».- №26 (613).- 26.06.2014.- стр.3

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page