Гений в промерзшей квартире
Живет в Херсоне известная и неизвестная художница-аматор Елена Рыбальченко. Ее картины - 8 музеях Украины, в частных коллекциях известных украинских бизнесменов и деятелей культуры (говорят, что и в личном собрании Президента), у почитателей живописи Канады, Штатов, Голландии, Германии, Франции, Израиля. Когда этой осенью картины Елены Рыбальченко на выставке в "Украинском доме" увидел Президент, то остановился: "Это - Гений!" Я, глядя на работы Елены Павловны, не смогла сдержать слез, они сами вдруг навернулись на глаза - такой по-детски пронзительной чистоты и света давно уже не встречалось в жизни...
Первая картина...
Елена Павловна родилась в Павлограде 27 декабря 1928 года. С детства любила рисовать, но -"война перебила все". А в 16 лет остались с братом сиротами. Евгению на тот момент только исполнилось четыре годика. Она закончила педучилище, работала воспитателем в детсаду, учителем. Но, чтобы выжить с маленьким Женечкой, бралась за любую работу: была и крановщицей, и наладчицей на заводе, и наборщицей в типографии.
Жизнь вдоволь помотала их по свету: переезжали из города в город в поисках лучшей доли, жили и в общежитии, и по квартирам. Потом осели в Харькове, там и жилье получили отдельное.
Когда Елена Павловна уже вышла на пенсию, Женя жил с семьей в Херсоне. И, чтобы быть ближе к родным, Елена Павловна поменяла квартиру в Харькове на квартиру в Херсоне. И сразу же стала устраиваться на работу. Хоть и пенсионерка, но столько всю жизнь работала, что остаться вдруг не у дел оказал ось невыносимым. Устроилась продавать газеты в киоске. Но тут появились какие-то неизвестные парни, которые начали и покупателей отгонять, и ее саму пугать, мол, убирайся, пока цела. От беды подальше написала Елена Павловна заявление об уходе, мол, нет опыта работы в торговле, поэтому не справляется. Ей хозяева тут же сказали, что у нее за два месяца набежала недостача в 100 рублей. Она аж дар речи потеряла: газеты по две копейки стоят, откуда такое? Села, все посчитала и расчеты - на стол директору: вот, смотрите. А директор в ответ - так вы ж говорили, что в торговле ничего не понимаете...
Чтобы чем-то заняться, начала делать ремонт в квартире. Один угол комнаты, ну, никак не держал обои - все отваливалось. После ремонта в банках еще остались остатки краски. Елена Павловна решила угол "наказать": обои не держишь, так я тебя зарисую. Эта была первая картина в ее жизни: там были и верба, и калина, и хата, и колыхалось на ветру стиранное белье...
Кто сказал, что у нас нет ван гогов?!!
Первая картина в углу квартиры ей самой понравилось. Решила попробовать еще, взяла белый картон и с ходу листов 50 изрисовала. А тут приехала подруга в гости из Харькова, увидела и - потащила в Херсонский выставочный зал. Спрашивает у дежурной, как найти художников, а тут как раз был известный украинский художник Геннадий Петров и разговор услышал. Просмотрел ее работы и пригласил на занятия в клуб "Палитра", где каждый месяц собираются херсонские аматоры: "Не бросайте. В добрый путь"...
Через полгода - первая выставка в кинотеатре "Украина", на которую отобрали три ее работы: "Русалочка", "Песчаный берег", "Девочка в платочке". И они сразу же произвели фурор. Елена Павловна сама не понимает до сих пор, как такое случилось:
- В клубе 47 художников, люди по 15 лет занимались, совершенствовались, а я - только начала. И хотя говорили, что замыслу, идее картины и профессионал позавидует, но техники-то ведь.- никакой. А сюжеты я из песен украинских брала.
Потом - развал Союза, клуб аматоров тоже перестал собираться. А полотна накапливались. Стоять и продавать их на улице Суворова, там, где выставляются наши херсонские авторы, - было не с руки. Тем более, что обычно картины продают не сами художники, а их жены, близкие. Ведь если стоять там, то когда же рисовать? И Елена Павловна решила пойти в Центр возрождения культуры. Отобрала несколько картин, принесла и показала директору, мол, не знаете ли, где можно их пристроить? Той понравились работы. Договорились, что сотрудники подъедут к художнице домой, посмотрят, что еще есть и, может, что-то отберут.
- Приехали на автобусе, но поставили его за углом, чтоб меня не смущать, не думали, наверное, что у меня много работ, - вспоминает Елена Павловна. - А как стали смотреть! Художник, приехавший с ними, портреты и натюрморты отбирал, а замдиректора и еще одна сотрудница - вокалистками оказались. Так они как возьмут картину в руки - так и запоют! Никогда еще в этой квартире так не пели! Много тогда взяли, автобус водитель к подъезду подогнал, чтоб удобно было грузить.
Выставку сделали в коридоре Центра. И только повесили картины, по каким-то делам туда глава Херсонского филиала Союзахудожников Украины Владимир Чуприна зашел, как увидел, остановился: "Кто сказал, что у нас нет ван гогов?!!"- ложил участвовать в областной выставке. И в 1993 году она уже выставлялась в "Украинском доме" в Киеве. Там работы Елены Рыбальченко получили первую премию. Ей вручили и денежный приз - сто тысяч карбованцев. На эти деньги она купила два тюба красок, и даже осталось на буханку хлеба.
Когда б вы знали, из какого сора...
Другой гений - поетесса Анна Ахматова когда-то написала:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
То же самое можно сказать и о картинах Елены Рыбальченко. И склад, и мастерская, и выставочный зал у Елены Павловны - ее однокомнатная квартира. Там хорошо работается летом. И светло, и тепло. Зимой же - холодно, краски застывают. Чтобы они размягчались, приспособила старую сковородку. Сначала накаляет ее на газплите, а потом ставит на нее в специальных подставочках краски, и - работает.
Летом многие делают ремонт, выбрасывают и фанеру, и ДВП, и плотный картон. Елена Павловна все подбирает рядом с мусорками и использует под картины:
- Очень дорого покупать все. Ведь нужно не только, на чем рисовать, и грунтовка нужна, и краски, и масло... Я ведь подсолнечным, а не оливковым разбавляю краски, - признается Елена Павловна. - На все денег не хватает...
Изнутри входная дверь тоже расписана, там - пейзаж.
- Когда пишу картину, на кисточке краска остается, жалко ее смывать, так я ее - по двери, вот картина из этих остатков и получилась...
Практически все работы художницы прямоугольные, но одна- единственная - круглая, на холсте, натянутом на обруч.
- Я, наверное, эту женщину напугала, - смеется Елена Павловна, - она несла обруч выбрасывать, а я как увидела, кинулась к ней: подождите, отдайте мне! Она очень сильно удивилась, зачем это мне обруч, на талии крутить? А У меня была одна картина я ее так любила, на фольге сделала, "Косарь". Речка там - как живая была, переливалась, и луч солнца... Она после выставки пропала. И я даже знаю, кто ее взял. Я ее повторила на том обруче. Тот человек потом с другими художниками пришел, я им показывала свои новые работы, обсуждали, спорили громко, а потом эту достала и - тишина. Бог ему судья... Работы так часто "пропадают". Вот повторы и делаю, только первая картина - она всегда почему-то лучше...
Меценатов нет. Есть хитрые «почитатели»
Елена Павловна говорит, что написала примерно 500 картин, но на самом деле - гораздо больше. Только городу, в котором родилась, она подарила более 150 своих полотен. Они не только пополнили фонды Павлоградского историко-краеведческого музея, но им посвящен и отдельный раздел: "Щедрый подарок творца" в книге "Павлоград 1784 - 2009".
Сотрудник нашего Херсонского художественного музея, искусствовед Влада Дяченко говорит, что Елена Павловна подарила музею более полусотни своих работ. Большая часть их посвящена украинскому селу, семье, любви, есть и сюжеты о нашем городе, ставшим художнице родным.
- Елена Рыбальченко - настоящий самородок. Ее картинам, с одной стороны, свойственны радость красоты и жизни, а с другой - они несут жажду очищения, мира и добра, открывают мудрым глубину неиспорченной души.
На днях к Елене Павловне приезжал директор "Украинского дома". Много фотографировал картины, снял и расписанную дверь. Искренне восхищаясь, признался, что думал выкупить у нее пару работ, поэтому взял немного денег. А ему так хочется приобрести больше картин... Елена Павловна махнула рукой:
- Давайте, сколько можете, и берите, сколько хотите.
Когда мы у нее спросили, какие картины уехали в Киев, она точно ответить не смогла - много, не считала. И продолжила: их же у меня вон сколько, а пристроить-то куда-то надо, возраст уже все-таки...
P.S. Обидно, когда понимаешь, что далеко не самые бедные в Украине люди, которые за ужин в ресторане тратят гораздо больше, просто "обдирают" гениальную художницу. Да, она рисует не ради богатства, не на продажу, а потому, что так требует ее душа. И произведения ее настолько прекрасны, что даже самая скромная работа в действительности стоит не одну тысячу долларов. Но... она сидит в промерзшей квартире, не имея возможности отремонтировать прорвавшую трубу, и "выручает" за картины копейки, которые не покрывают даже затраты на краски... А слово "меценат" в наше время почти забыто...
Виктория Глебова
"Вгору".- №47 (373).- 19.11.2009.- стр. 16-17
Публікація першоджерела мовою оригіналу