Херсон станет центром современной драмы
По крайней мере, на целых четыре дня. Ведь всего неделя осталась до открытия в Херсоне третьего Локального театрального фестиваля «Лютый/Февраль». Сегодня мы представляем вашему вниманию краткую аннотацию нескольких спектаклей, которые к нам везут наши гости.
Моноспектакль «Падение»
В 1956 году Альбер Камю выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Батист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Лирический герой погружается в состояние рефлексии, отказывается от привычного образа жизни и берется исполнять роль «судьи на покаянии». Падение - это монолог-исповедь респектабельного адвоката, переживающего глубокий кризис личности.
«Кто соблюдает закон, не боится суда, ибо признан будет верным велениям закона. Но величайшая мука для человека - подвергнуться суду беззаконников». В 2010 году молодой режиссёр Томас Яшинскас на площадке Центра имени Всеволода Мейерхольда в Москве выпускает моноспектакль «Падение», который проходит в форме философского диалога героя со зрителями об иллюзиях и степени нравственного падения каждого. Спектакль превращается в суд, где публика становится участником всей происходящей истории.
Сартр написал: «Ад - это другие». Камю в «Падении» доказал обратное: ад - это каждый из нас.
Моноспектакль «Наташина мечта»
Текст Ярославы Пулинович - сгусток разрушительно-созидательной энергетики. Простые слова о любви и мечте, которые удивительно и непонятно превращаются в заклинания. Каждое слово не уходит в пустоту, а оседает в жесткой и рыхлой земле, где и берет свой росток. Актриса, еще до произнесения первого слова, сконцентрировано вбирает в себя энергетику, с которой приходит зритель. Здесь и сейчас она через «Наташу» ведет диалог с ним: зал, зритель, человек, современник. Не ради исповеди и «глупой» игры. А о том, от чего нам больно всем. Текст и актриса пытаются разомкнуть ограниченное пространство, за которым, может быть, есть нечто большее, чем просто боль.
Зрительские отзывы: «Пустая темная комната. В углу - скорчившаяся, сжавшаяся девочка-подросток. Актриса Елена Горина сама становится частью текста Пулинович. Угловатый сутулящийся подросток с поджатыми плечами, тонкими ручками, торчащими из кофты неопределенного цвета. Некрасивая девочка, серенькая, с мелкими мышиными чертами лица. Потом - хищный зверек, страшный и агрессивный. Тот, который убьет, если кто-то покусится на его собственность. Роскошная красавица, яркая, сильная, свободная. Одинокий, потерянный ребенок, бесполое существо. Ранимая, нежная девушка; первая любовь заставляет глаза по-новому блестеть. С застенчивой улыбкой, И снова - зверь, гибкий и безжалостный. Раненый» (Светлана Кочерина).
Блиц-спектакль «Урод»
Господин Летте, находчивый инженер, занимающийся электронными системами безопасности, делает ужасное открытие: похоже, что сам он несказанный урод. Почему до сих пор ему никто об этом не говорил? Почему именно его шеф должен был указать ему на это, когда речь зашла о служебной поездке на конгресс, на котором Летте захотел представить, наконец, свое изобретение?
Теперь туда едет нелюбимый коллега и пожинает чужие лавры. Жена Летте, которую тот призвал к ответу, также вынуждена признать, что его лицо всегда выглядело «катастрофично», но она все равно любит мужа. Решение о хирургическом вмешательстве принимается незамедлительно. Неожиданное возрождение Летте в виде писаного красавца быстро делает его знаменитостью. Хирург торгует им как идеальным лицом, приносящим выгоду; шеф использует его красоту как приманку для состоятельных женщин-акционеров. Летте окружает себя поклонницами.
Однако его слава оказывается быстротечной. Рыночная ценность Летте стремительно снижается: он встречает все больше и больше дупликатов самого себя. Перебор с эротическим предложением утомляет и его жену. Самораздвоение Летте неуклонно прогрессирует. Новая язвительная комедия Мариуса фон Майенбурга доводит до гротеска распространенный феномен телесного отчуждения и, как в зеркале, отражает тщеславие в отношениях. Заданные автором параметры, когда один актер выступает в нескольких ролях, создают поразительную драматургическую структуру этой сатиры на общество.
Критика о пьесе: «Медленно, незаметно комедия переходит в театр абсурда, затрагивающего болезненные, инстинктивные точки, обращающегося к философским вопросам, возвышающимся над по-верхностными ценностями нашего общества, и рассматривает проблему того, как в наши дни происходит отказ от простой подлинной реальности в пользу искусственно сфабрикованных фантазий» («Иидепендент», 23.09.2007, Кейт Бассет).
Егор Соколов
«Херсонский вестник».- №5 (1068).- 03.02.2011.- стр.21
Публікація першоджерела мовою оригіналу