on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XIX века > Херсонское мореходное. Сквозь мили и годы

 

Херсонское мореходное. Сквозь мили и годы

Вначале 19 века Российская империя начала «рубить окно в Европу» с юга. В результате войн с османской империей к России отходили новые земли Причерноморья. На черноморском побережье основывались новые города. Активно стало развиваться торговое мореплавание.

Но если с подбором кадров на военных кораблях проблем не было (их готовил Морской корпус в Санкт-Петербурге), то иначе дело обстояло с комплектованием торговых судов. Училища торгового мореплавания в Архангельске и в Петербурге попросту не справлялись с потребностями торгового флота. В 1834 году Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, граф Воронцов обратился к Николаю I с прошением открыть в Херсоне училище торгового мореплавания. 7 февраля 1834 года российский самодержец на рапорте министра финансов поставил свою резолюцию «Быть посему!». Эта дата считается Днем Рождения первого на юге морского училища.

§1.В Херсоне учреждается Училище торгового мореплавания, для помещения коего и принадлежащих к сему заведению лиц, назначаются три дома упраздненного адмиралтейства.

§2.Училище сие вверяется непосредственно попечению Новороссийского и Бессарабского генералъ-губернатора, под ближайшим надзором Херсонского Гражданского Губернатора, и находится под управлением Инспектора. Министерство Народного просвещения на оное такое же влияние, какое предоставлено ему в отношении других ведомств вообще.

§З.Цель сего учебного заведения состоит в приготовлении молодых людей: во-первых, в штурмана и шкипера на частные купеческие суда и во вторых, в строители коммерческих судов». Количество будущих мореходов определялось в 24 человека в возрасте 14-17 лет. Причем регламент определял, сколько человек и из каких городов их набирать. Из Херсона, Одессы, Таганрога по четыре, Николаева, Феодосии и Измаила по два. Ростов, Керчь, Рени и Акерман предоставляли одного. Обучение для половины курсантов было платное. Год обучения стоил немалые по тем временам деньги - 500 рублей. Эти деньги вносили Думы городов, приславших своих кандидатов.

На казенное содержание принимали детей купцов 3 гильдии, мещан и разночинцев. Приемных экзаменов не было. Правила поступления гласили: «Кандидаты, удостаиваемые к приему, должны быть крепкого телосложения, без всяких телесных недостатков и доброй нравственности, умеющие читать и писать по-русски и знающие четыре правила арифметики». На содержание училища казна отпускала 18 тысяч рублей в год. Инспектор (начальник) училища получал 2000 рублей в год и назначался из отставных офицеров флота в чине не меньше капитана 2 ранга. Первым начальником Херсонского мореходного был назначен Сергей Генбачев. В помощь ему был придан старший надзиратель и казначей и три надзирателя из отставных морских унтер-офицеров. Число преподавателей было определено в 12 человек. 1 октября 1834 в здании упраздненного адмиралтейства (нынче на этом месте дом №34 по улице Красностуденческой) начал учебу первый набор учащихся. Дисциплина в училище была как в военном заведении. Воспитанники носили морскую форму и обязаны были отдавать честь своим начальникам.

Знания давали в таком объеме, что выпускники после окончания могли самостоятельно управлять судном в любую погоду, выводить и заводить его в гавани и порты, при помощи штурманских инструментов определять место и курс корабля. Ученики были обязаны знать международные морские своды сигналов, внутреннее устройство корабля, правила разгрузки и погрузки. Воспитанники выпускались штурманами или их помощниками, корабельщиками или мастерами. Но дорога к диплому была долгой. Сначала выпускники поступали на флот кондукторами (промежуточное звание между матросами и офицерским составом). После 4-летней практики, с обязательным 24-месячным плаванием, необходимо было сдать экзамен на шкипера, и лишь после этого можно было подняться на капитанский мостик.

В середине 19 века училище располагалось на нынешнем месте в двух больших одноэтажных зданиях, соединенных между собой застекленной деревянной галереей. Во дворе был построен для практических занятий в натуральную величину парусный корабль-бриг. На нем воспитанники проводили учения по постанове и уборке парусов. В те времена торговые суда были вооружены для самозащиты артиллерийскими орудиями. Во дворе стояло несколько корабельных пушек, на которых также проводилось обучение. 13 сентября 1845 года на военном пароходе «Северная Звезда» в Херсон прибыл император Николай I. Самодержец, несмотря на свою любовь к армии, прекрасно понимал роль военного и торгового флота в мировой политике, и при нем Российский парусный флот не уступал по мощи английскому Гранд-Флиту. Поэтому, сойдя на берег, монарх тут же направился в училище торгового мореплавания. Во дворе высокого гостя ожидали построенные в шеренги 53 воспитанника и 9 преподавателей.

Николай I, сопровождаемый свитой, осмотрел классы, библиотеку с минеральной и зоологической 13 сентября 1845 года на военном пароходе «Северная Звезда» в Херсон прибыл император Николай I. Самодержец, несмотря на свою любовь к армии, прекрасно понимал роль военного и торгового флота в мировой политике, и при нем Российский парусный флот не уступал по мощи английскому Гранд-Флиту. Поэтому, сойдя на берег, монарх тут же направился в училище торгового мореплавания. Во дворе высокого гостя ожидали построенные в шеренги 53 воспитанника и 9 преподавателей. Николай I, сопровождаемый свитой, осмотрел классы, библиотеку с минеральной и зоологической коллекцией. Были осмотрены лазарет и аптека. На бриге и орудийной батарее были проведены учения. Переполненный приятными впечатлениями, император тут же высказал пожелание построить новое, более вместительное здание, чтобы увеличить число учащихся. К сожалению, бюрократическая волокита затянула расширение, хотя проект и смета были уже утверждены. Начавшаяся Крымская война похоронила решение этого вопроса. В морских и сухопутных сражениях этой войны принимали участие многие выпускники херсонского мореходного. 32 человека были награждены за мужество, проявленное при обороне Севастополя.

Высокую оценку училищу дал 140 лет назад Тарас Григорьевич Шевченко. В своем письме к брату он пишет: «...пишеш, що ти хлопців возив у Херсон! Добре зробив єси! Та тільки чи притокмив ти їх у те училище торговельного мореплавання? Якщо притокмив, то молись богу, та лягай спати, з хлопців будуть люди!...». К концу 19 века выпускники училища практически полностью заменили иностранных специалистов на капитанских мостиках торговых судов на Черном море. Учебное заведение постоянно реформировалось и повышало качество подготовки специалистов для флота. В 1872 году училище было преобразовано в мореходные классы двухразрядные, а в 1879 - трехразразрядные.

В 1899 году в Англии был приобретен клипер «Хесперус» и после переименования в «Марию Николаевну» был направлен на Черное море. На нем стали проходить практику ученики Херсонского и одесского училища торгового мореплавания. До этого им, после окончания учебного сезона весной приходилось наниматься на торговые суда. Такая практика рассматривалась как обязательная Устраивались еще и затем, чтобы накопить денег на предстоящую учебу. Плавания клипера проходили в Черном море. Учебный процесс был организован так, чтобы каждый практикант мог познакомиться с обязанностями не только матроса, но и помощников капитана.

Часы пребывания практикантов на судне расписывались «на ходу», «на якоре» и мало чем отличались от регламента военных кораблей. На подьем флага практиканты выстраивались на верхней палубе. После этого следовал развод на работы и учебные занятия. Ученики делились на три вахты с таким расчетом, чтобы одна вахта занималась выполнением судовых обязанностей, другая - учебой, третья - отдыхала. Быт практикантов был достаточно суров, но организован рационально. Ученики спали в подвесных койках, которые днем убирались в коечные сетки. При этом освобождалось значительное пространство в кубрике, а у владельцев коек не возникало «преступного» желания поспать.

Обычными на клипере были авральные спуски шлюпок днем и ночью, в штиль и при разгулявшемся волнении. В 1903 году классы были переименованы в училище малого плавания, а на следующий год оно стало дальнего плавания. Во время первой мировой войны 1914-1918 г. многие выпускники училища были призваны в военно-морской флот и, надев на плечи мичманские погоны, уходили в боевые походы на кораблях Черноморского флота. Училище все эти годы продолжало готовить морские кадры. Даже в полный революционными событиями 1917 год состоялся выпуск специалистов. Благодаря преподавателям и начальнику училища О.B. Калюжному удалось сохранить учебную базу заведения во время гражданской войны. И в 1920 году на базе училища был создан техникум водного транспорта. Но это уже другая история.

Олег Грушко
Джерело інформації: «Херсонский вестник».- №6 (706).- 05.02.2004.- стр.13

1. 03.09.2015 23:29
Игорь Калюжный
Последний абзац. Может быть начальник училища В.О.Калюжный, а не О.В.Калюжный. Дочь его Валентина Владимировна.

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page