on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XX века > Херсонцы в шаге от Мировой войны

Херсонцы в шаге от Мировой войны

Уже с начала лета 1914 года в местных херсонских газетах замечаются некие растерянность и недоговоренность, явно свидетельствующие о том, что в мире не всё так спокойно, как кажется. Херсон, даже в лучшие свои времена не отличавшийся особой бурной жизнью, присущей лишь крупным городам, замер в каком- то ожидании и безысходной тоске: «Жутка херсонская жизнь, - писал один из журналистов "Херсонских новостей" в 1914 году. - Ни огонька! А если и есть фонарик, то не свет дает он, а тоску наводит. Дума... управа... управа... дума... благотворительные организации... общества... обывательщина... Вот наша пища. Плохо изготовленная "по-херсонски". Нечем полакомиться, не на чем отдохнуть. И так изо дня в день...»

Впрочем, довольно скоро всё вдруг изменилось в одно мгновение. 28 июня в Сараево прозвучал роковой выстрел студента-террориста Гаврилы Принципа, члена террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южных славян в единое государство. Идеи объединения славян оказались достаточно живучими, о чем свидетельствовала херсонская газета «Родной край» в 1918 году: «В Крыму с величайшим интересом обсуждается план слияния государств, расположенных вокруг Черного моря. По этому плану Украина, Румыния, Бессарабия, Кубань, Крым и часть Донской области соединятся в новую республику, столицей которой будет Одесса. Надеются, что Болгария и Турция рано или поздно присоединятся к этому союзу». Впрочем, как известно, грандиозным планам славянского объединения состояться не удалось. Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда послужило причиной предъявления Австро-Венгрией заведомо невыполнимого ультиматума Сербии. В то же время Австро-Венгрия стала стягивать свои войска на границу с Сербией и Россией.

Уже на следующий день после кровавого инцидента в Сараево тоскливый и скучный тон херсонских газет заметно оживил заголовок «Война в Европе», ибо неизбежность предстоящей катастрофы была для всех уже очевидной. Отныне конфликт между европейскими странами стал основной темой городской прессы, вновь оказавшейся неслыханно популярной. Спустя месяц, в конце июля, австро-венгерские войска перешли границу Сербии и подвергли массированному артиллерийскому обстрелу Белград. В ответ российское правительство заявило о «недопустимости оккупации» балканского государства и объявило в России всеобщую мобилизацию.

В тот же день в Днепро-Бугском лимане, в районе Очакова, произошла таинственная катастрофа, ставшая самой крупной на то время трагедией, унесшей не один десяток человеческих жизней. Пассажирский пароход «Экспресс», принадлежавший херсонскому судовладельцу Шавалде и обслуживавший линию Николаев-Одесса, совершал свой обычный очередной рейс. Пароход вышел из Одессы поздно вечером, чтобы на рассвете в числе каравана судов, следовавших в Николаев и Херсон, миновав действовавший по случаю назревавшей войны в Европе очаковский пост, получить специальное разрешение следовать намеченным курсом. Около пяти часов утра разрешение было получено, и караван из шести судов, благополучно оставив Очаков слева по борту, двинулся вслед лоцманскому катеру. Первым шел пароход «Георгий», вслед за ним пароходы Русско-Дунайского общества и РОПиТ (Русского Общества Пароходства и Торговли). Предпоследним в кильватерном строю был вышедший из Очакова пароход «Константин» с парусным судном на буксире. Замыкающим - шедший в Николаев «Экспресс» Шавалды.

Вдруг в одно мгновение тишину раннего летнего утра разорвал громкий взрыв (как утверждали очевидцы - треск), и над носом «Экспресса» высоко в небо поднялся многометровый столб воды. Когда рассеялась водяная пыль, с ближайшего судна заметили, как «Экспресс» на полном ходу зарывается носом в воду. В то же время на терпевшем бедствие пароходе, на котором находились более 150 пассажиров и членов экипажа, раздались единичные и от того еще более ужасающие крики. Причем лишь немногие из людей, не успев одеться и даже понять, в чем дело, смогли выбежать на палубу и вскарабкаться по корабельным мачтам вверх, подальше от надвигавшейся черной воды... Всё произошло в считанные минуты.

«Вдруг!.. Здесь нечего описывать: быстро, неожиданно - так было это "вдруг", - рассказывал впоследствии один из очевидцев, наблюдавших трагедию с парохода Тотлебен". - Вдруг!.. И уже торчит из воды только часть парохода... Не было ни паники, ни мольбы о спасении. Не успели!» Пока с пароходов остановившегося каравана спускали спасательные шлюпки, «Экспресс» стремительно уходил под воду. С момента взрыва прошло около трех минут, а на поверхности уже виднелись лишь уходившие под воду мачты с десятком вцепившихся в них мертвой хваткой пассажиров да отчаянно барахтавшиеся в воде люди. Нужно отдать должное самоотверженности экипажей судов, пришедших на помощь погибавшему «Экспрессу». Ценой невероятных усилий были спасены почти две трети из находившихся на пароходе людей. Как впоследствии оказалось, больше всего пострадали пассажиры 1-го класса, каюты которых располагались на носу судна. Из членов экипажа погибли находившийся на вахте кочегар, второй механик и матрос. Капитан, подброшенный вверх силой взрывной волны, ударившись о мачтовые реи, получил тяжелые увечья и в беспамятном состоянии был доставлен в одну из больниц Николаева.

Причины трагедии по горячим следам начала расследовать специально созданная государственная комиссия. Впрочем, старания ее не дали абсолютно никаких результатов. Ясно было, что на пароходе произошел взрыв большой мощности, но вот почему и что стало причиной взрыва, никто не мог ответить. Некоторые специалисты намекали на мощную плавучую мину или на действие «адской машины». Впрочем, чтобы составить официальное заключение, требовалось тщательное исследование места взрыва, но о подъеме погибшего судна нечего было и думать. А тут еще, спустя несколько дней после катастрофы, 31 июля 1914 года, Германия предъявила России ультиматум: прекратить призыв в армию военнообязанных. В противном случае немцы грозили объявлением войны. Впрочем, Германия сама была уже готова к предстоящим боевым действиям, так как в стране уже давно шла скрытая мобилизация. Россия ультиматум проигнорировала, и уже 1 августа 1914 года Германия объявила ей войну.

Впоследствии 32 государства были втянуты в Германскую, или Империалистическую, войну. Название «Первая мировая» она получила только после начала Второй мировой войны в 1939 году.
Продолжение читайте в следующем номере

Александр Захаров
«Гривна СВ».- №13 (593).- 22.03.2013.- стр.13

http://www.grivna.ks.ua/hersontsy_v_shage_ot_mirovoj_vojny.htm

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page