on-line с 20.02.06
 

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Map > Информация > Художественная сокровищница

Сооружение Херсонского областного художественного музея им.Шовкуненка (бывшая Городская дума) привлекает внимание уже своим внешним видом: к сожалению, не так много исторических памятников в нашем городе сохранили свое лицо. А у музея это в определенной мере удалось, возможно, благодаря и тому, что хранится в нем духовное достояние, которое своей энергетикой поддерживает и сам дом музея, и его сотрудников. Мы обратились к заведующей научно-экспозиционным отделом музея Лилии Моисеевне Вольштейн с просьбой рассказать читателям о жемчужинах коллекции и произведениях, которые хранятся в фондах и запасниках.

"На сегодняшний день в музее хранится около 8000 ценных экспонатов. По сравнению с 1978 - годом открытия - коллекция насчитывает уже в четыре раза больше, чем тогда. Это итог нашей собирательской деятельности, - отмечает Лилия Вольштейн .- И тот, кто считает нашу работу "непыльной", глубоко ошибается. Когда надо было разобрать завещанную молодому Херсонскому музею коллекцию ленинградской собирательницы древностей Марии Корниловской, нашим сотрудникам пришлось делать настоящие "раскопки" в ее квартире. Множество ценных картин, графических работ, фарфора и фаянса, металлических и мраморных скульптур были составлены, как придется, покрытые толстым слоем пыли, паутины и густо заселены клопами. Поэтому все шедевры, которые привезли в Херсон, сначала вывезли на барже на середину Днепра, обработали инсектицидами и только потом они нашли свое место в музее, заложив его "фундамент".

Около 500 произведений искусства в этой коллекции. Среди них картины И.Айвазовского, В.Бакшеева, Я.Капкова, Крамского, братьев Маковских, Мясоедова, В.Серова, А.Саврасова, О.Поленова и многих других. Поражают красотой образцы каслинского и кусинского (известные литейные заводы в уральских городах Касли и Кусин, известные еще со времен Демидовых) литья: работы М.Антокольського, П.Клодта, Р.Баха, Е.Лансере и других известных скульпторов. А на многих фигурках присутствует и личное клеймо мастера-автора работы. В XIX-нач. ХХ века такие скульптуры были чрезвычайно популярны, считалось признаком хорошего тона иметь письменном столе такую ​​собачку, медведя, полянку, стилизованные под письменные принадлежности. Замечательная подборка скульптур из мрамора работы Ф. Толстого, О.Лукина, Императорского фарфорового завода.

Сегодня, по словам Лилии Вольштейн, открыто всего 20% экспозиционных площадей музея - в связи с ремонтом, который все тянется и тянется. А настоящая национальная гордость Украины - иконы XVIII века. работы Михаила Шибанова из Екатерининского собора, которые встречаются очень редко, мы вынуждены демонстрировать в коридоре, потому что катастрофически не хватает места.

"В дореволюционном отделе мы могли бы показать замечательную коллекцию произведений искусства 1-й половины XIX века, излома веков ХIХ и ХХ го.- продолжает Лилия Моисеевна. - А в конце 80-х годов прошлого века наша сотрудница Наталья Кольцова привезла из России замечательные экземпляры известной во всем мире Дымковской игрушки и изысканной гжельской керамики. Причем, попала она в мастерские художников только после предварительной переписки с мастером Артамоновым. Договорились о приобретении и выехали за игрушками зимой. Оставив акты приема на временное пользование (так тогда было принято, и никто никого не обманывал), повезли приобретенные экспонаты прямо на себе. А средства перечислялись уже позже."

Кроме того, покупали немало и у коллекционеров из Москвы, так, у жены Гордона приобрели замечательную майолику Врубеля и графику "Мира искусств". Конечно, всегда нужна была профессиональная экспертиза произведений, особенно тех, которые вызвали сомнения. Непревзойденными экспертами были специалисты из московских реставрационных мастерских им.Грабаря и Русского музея. Сотрудники музея считают, что невозможно назвать то наиболее ценное в его фондах, ведь каждое произведение имеет свою ценность. Хотя в любой коллекции есть вещи-шедевры, а есть - "проходные". А еще есть отдельные экспонаты и целые коллекции, которые просто ждут своего часа.

Так, в середине 80-х годов прошлого века тогдашнее Министерство культуры и Союз художников передали нам произведения печатной графики на тему космоса. И вот недавно мы выставили - и вдруг такой всплеск интереса, который мы просто не ожидали. Студенты кафедры графического дизайна просто штурмовали выставку, удивляясь, как можно было вручную выполнять такую ​​сложную технику, ведь подготовить доску для печати тогда можно было только руками. А особенно ценились только первые 20 оттисков. Оказалось, что эти работы теперь имеют большую ценность, они дождались своего часа.

В последнее время все больше привлекает внимание период советского искусства - эпохи, которая ушла и уже никогда не вернется. Наш музей ко дню открытия в 1978 году получил от Министерства культуры СССР большую передачу произведений искусства из всех республик. Поэтому этот период представлен у нас достаточно широко. Сегодня же цены на полотна того периода уже такие, что музеям с их средствами - не подступиться. А денег на пополнение коллекций практически не получают. "Поэтому иногда - не часто - помогают спонсоры, - говорит Лилия Моисеевна. - А вообще, наши спонсоры - это наши художники, которые передают собственные полотна, иногда целыми коллекциями, в дар музею, честь и хвала им за это. Российский фонд помог привезти шедевр Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре" и на спонсорские средства музей приобрел портрет жены Алексея Шовкуненко. Кстати, именно благодаря директору музея Алине Васильевне Доценко мы имеем большую (155 полотен) коллекцию его картин. "

В ближайших планах музея - персональные юбилейные выставки к 85-летию Анатолия Платонова и Георгия Петрова, тематическая выставка "Спорт в искусстве". И - мечта представить творчество Давида Бурлюка и его современников.

Что касается условий, в которых хранятся экспонаты в фондах, то они оставляют желать лучшего. Там страшная теснота, оборудование давно устарело, кондиционирование отсутствует - обязательно нужно купить инверторную сплит-систему. Ведь не всегда бывает сухо, а это плохо для графики и скульптуры. Летом - страшная жара, однако подвальные помещения, где, собственно, и хранятся наши шедевры, имеют относительно стабильную температуру, а экспонаты к этому уже привыкли, - грустно шутит Лилия Моисеина. - Словом, идеальных условий для хранения произведений искусства нет, но как-то выживаем. Конечно, очень хочется, чтобы все было, как надо, чтобы не оставались равнодушными не только государство, но и меценаты, потому что жизнь человеческая коротка, а искусство - вечно, и еще не одно поколение будет замирать, затаив дыхание, у сохранившихся шедевров ...