on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Из истории городов и сёл > Исторический перекресток век чиновников и купцов

Исторический перекресток век чиновников и купцов

Со смертью Григория Потемкина и созданием Николаева и Одессы, - городов, стоящих в более удобных местах, Херсон обязан был умереть. Не было, более его покровителя. Героическая эпоха Екатерины закончилась. Сын императрицы Павел принялся рьяно уничтожать все завоевания своей матери. Греческий проект лопнул. Херсон так никогда и не стал столицей империи. А самостоятельно выжить в крайне неудачном месте, которое было предписано сверху, Херсон бы не смог: купцы-предприниматели не желали селиться в местности у малярийных болот, в которой кораблям приходилось спускаться к морю на камелях.

Наш город постепенно и верно умирал: население его уменьшилось в несколько раз, и в 90-х годах достигало едва 2 тысяч. Его покидали военные и моряки: в 1795 году адмирал Мордвинов нашел полезным перевести из Херсона в Николаев главное Управление Черноморского флота, а Херсонскую крепость окончательно упразднили в 1835 году. Крупнейшие купеческие фирмы переселились в Одессу, влиятельные землевладельцы распродавали земли вокруг Херсона. Их документы сохранились в больших количествах в государственном архиве Херсонской области.

Но историю Херсона часто определяли нелепые случайности и полуанекдотические ситуации. Например, в 1803 году наш город самым неожиданным образом стал центром обширнейшей губернии, которая включала в себя современные Одесскую, Николаевскую, часть Кировоградской и Херсонской области.

В 1802 году указом Александра I была создана Николаевская губерния, но после жалобы морского начальства на тесноту административных учреждений в городе Николаеве, последовал новый указ - о переводе губернского центра в соседний Херсон. Таким образом, нашему городу не дали тихо умереть. Но Старый Херсон, по словам историков, "представлял собою большую деревню... Море пыли летом и невылазная грязь осенью, пустота улиц, освещенных сальными свечами, - это все, чем богат был Херсон... Жизнь в сонном городе протекала сонно. Улицы города периодически оживлялись в известные часы, когда шли ученики в гимназию и обратно, или человечество в кокардах спешило то на службу, то со службы".

Но Херсон ждало второе рождение. И связано оно было с торговлей, успешной работой перерабатывающих предприятий и частным судостроением. Еще в 1799 году на Херсонской судоверфи построили торговый корабль с немного чудным названием "Полуки Лукреция". Этот корабль стал известным потомкам благодаря специальному приказу императора Павла I, который из далекого Санкт-Петербурга позволил кораблю, что построили в нашем городе, отправиться в иностранное торговое путешествие. Но - цитирую - "за надежным поручительством, дабы, то судно непременно по окончании рейса возвратилось к нашим портам".

В 1800 году в Херсоне выстроили еще один торговый корабль, в следующем году построили уже 9, в 1802 году - 17 кораблей. А в 1805 году император Александр I позволил выстроить верфь для купеческого судостроения, которая и была основана в 1806 году.

Император также решил предоставить кредит размером в 100 тысяч рублей тем, "кои занимаются строением судов... и чтобы в одни руки более четырех тысяч не давать".

Уже в конце 1806 года на верфи построили 14 больших морских кораблей, которые могли транспортировать по Днепру, лиману и морю хлеб, строительный лес и прочие грузы.

Херсон вместе с Олешками (современный Цюрупинск) и Голой Пристанью превратились в центры частного судостроения. На их верфях корабли сооружались для Днепра, Буга, некоторых портов Черного моря и даже для греческого Архипелага.

Верфи, естественно, были не единственными предприятиями города. Среди других – самыми важными и сверхприбыльными стали шерстомойни. Настоящим золотом в 20-40 года XIX столетия стала обычная шерсть. В бескрайних херсонских степях разводили бесконечные отары овец, шерсть которых перерабатывали в Херсоне. Любопытно, что в 50-ые годы из 12 шерстомоек учрежденных в огромной Херсонской губернии, десять находилось в нашем городе. А начиналась история "херсонского золота" в 1820 году, когда местный губернатор Сен-При, который владел под Перекопом огромными отарами овец, выписал из Франции специалиста шерстомоечного дела Петра Мулена. Он и построил в 1822 году первую в Херсоне шерстомойню.

В 1859 году шерстомоек насчитывалось уже одиннадцать. Ежегодно на промывку поступало 300 тысяч пудов шерсти. Объем проданной шерсти достигал полутора миллионов рублей, что превышало доход всех остальных предприятий города. А в отдельные годы стоимость шерсти достигала 4-х миллионов рублей. История сохранила имена первых "шерстомоечных королей": Готрон, Филиберт, Феккер, граф Толстой, Ванштейн. Сохранились также и сведения о бедственном труде настоящих творцов "херсонского золота". На шерстомойнях работали преимущественно женщины и дети, которые с мая по сентябрь парили в кипятке и промывали в холодной воде бесконечную шерсть, зарабатывая в сутки от 35 до 60 копеек ассигнациями.

В 1848 году в Херсоне появилась одна из первых на Украине паровая мельница. Как пишет историк Дмитрий Горловский, житель города по фамилии Княжнин купил со старого парохода машину и переоборудовал ее на паровую мельницу, но из-за отсутствия мастеров, мельница в скором времени испортилась и никто не смог ее отремонтировать...

А ветреных мельниц в Херсоне в те годы было аж 250. Даже целый район города с тех давних лет так и носит название - Мельницы.

Вообще, Херсон в середине XIX столетия был центром переработки сельскохозяйственной продукции: 10 салотопенных, 6 свечных, 7 табачных, канатный, пивоваренный, и другие
заводы с успехом работали в городе. В 1853 году к нашему городу дошли первые волны промышленной революции: как раз в этом году братья Вадоны начали строительство механического чугунолитейного завода. Он с течением времени превратился в судостроительный и судоремонтный заводы - один из трех важнейших предприятий современного города. В 1855 году завод дал первую продукцию: 60 лафетов к пушкам Очаковской крепости. В 70-ые года предприятие Вадонов изготавливала железные баржи и катера. Позднее - ледоколы, колесные пароходы, плавучие краны.

А рядом с чугунно-литейным заводом братьев Вадонов, который занимал на границе Военного и Мельниц целый квартал, появилась улица Литейная. Она навсегда вошла в историю культуры Херсон. На ней жили известные культурные деятели историк Петражицкий, художник Брюммер, а также братья Вадоны, Гутьеры...

К столетию города, то есть в 1878 году, в Херсоне было больше 100 промышленных предприятий с годовым оборотом в 5 млн. рублей и более 200 различных торговых предприятий с оборотом в 4 млн. рублей. И наш город продолжал развиваться. А сто лет назад, осенью 1899 года, в устье Днепра закончились работы по углублению дна реки, и первые морские корабли груженные необходимым товаром прибыли в Херсонский порт. Херсон ожидало светлое будущее...

Дементий Белый гл.специалист Госархива Херсонской обл.
Журнал «Провинция» №2.- 26 января 2001 г.

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page