on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > It is simple reflection about the culture > История как знак вопроса.

История как знак вопроса.

17.03.2005

Отзывы российской прессы об авторских учебниках Л.Жаровой:
«Хочу отдать должное литературной и педагогической искушенности херсонских учительниц (не бедна наша школа талантами!). Для сюжетного решения учебника они избрали прием, освоенный художественной документалистикой - литературой и телевидением. В повествование учебника свободно включаются лаконичные документальные материалы: Факт. Личность. Точка зрения. Из воспоминаний. Документ.»
«Правда» 1992г.

«Похвального слова заслуживает учебник для 9-го класса Л.Н.Жаровой и К.А. Мишиной «История Отечества. XX век», построенный так, что втягивает школьников в происходящее, не дает им оставаться равнодушными».
«Литературная газета» 2002 год.

Любая наука оперирует определениями, терминами, базовыми понятиями. Чем же в таком случае должна оперировать история, чтобы картина мира от его сотворения до наших дней предстала целостной, единой в его многообразии. По мнению Людмилы Николаевны Жаровой, доцента, заслуженного учителя Украины, сегодня история не может быть только некоей последовательностью дат и событий.

Современная историческая наука настолько перенасыщена фактами, событиями, датами, что ее описательная ценность уступает место другим приоритетам. В условиях глобализации и зарождения нового синергетического мироощущения пришло время интеграции наук. Довольно успешно взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга история, философия, психология, биология, физика и другие науки. При этом история становится интереснее, доступнее и разнообразнее. Кроме интеграции, появляется еще один существенный момент субъект-субъектных отношений с историей (тезис: история в человеке - человек в истории).

Вот такой концепт. Возможно, спорный, но очень привлекательный.
Субъектные отношения с исторической наукой оставляют лакуны, которые охотно заполняет наше воображение, и делают предмет, припорошенный пылью веков, живым и теплым. А еще появляются вопросы, которые важнее ответов, потому что пробуждают мысль. Одна из тем книги «Новое время.

Конец XV-XVIII веков», написанной Людмилой Жаровой в соавторстве с Ириной Мишиной для учителей, изданной в Украине в 2001 году, звучит так «Цивилизация - это...». Там предлагается разнообразие трактовок и эволюция этого понятия во времени и пространстве; моноопределение (как во всех прежних учебниках) отсутствует!

Людмила Николаевна считает, что жесткие определения (класс, нация, государство) имели место в государствах с заданным идеологическим вектором, а в наше время перехода от индустриального общества к информационному, от моноцентрического мировоззрения к планетарному - загнать основополагающие понятия исторической науки в четкие сухие формулировки просто невозможно и не нужно.

Тогда учебники истории, по меньшей мере, должны состоять из архивных документов, которые освещают событие с позиций представителей разных социальных групп, а в центре - большой знак вопроса как приглашение к размышлению. А где же авторская позиция? Она ненавязчиво проявляется в подборе документов, фотографий, в нечаянных эмоциях.

Собственно, более тридцати таких учебников Людмила Жарова и Ирина Мишина написали с 1992 по 2003 год. Они издаются миллионными тиражами в солидных московских («Просвещение», «Памятники исторической мысли»), санкт-петербургских издательствах и даже «пиратским» способом. По книгам херсонских педагогов учатся школьники России и Беларуси. Их даже раскупают в США! А учащиеся украинских школ занимаются по другим учебникам.

Те пособия по истории Украины и всемирной истории, которые довелось видеть автору этих строк, вызывают, как минимум, удивление у непрофессионалов, и полагаю, что вполне оправданное недоумение ученых-историков. Учебники выхолощены, не имеют четкой концепции и потому декларативны, тенденциозны и заидеологизированы.

Осмысливать и переосмысливать историю Украины надо в контексте мировой истории, - так считает Людмила Жарова. И убедительно аргументирует свою позицию тем, что мы живем в полиэтническом, поликультурном, поликонфессионном мире, и целостность в подаче исторических фактов - это осознанная необходимость автора учебника.
А иначе знак вопроса, что был приглашением к размышлению, трансформируется в сакраментальное «Зачем мне это надо?».

Прагматичное молодое поколение просто «сбросит с корабля современности» всю эту кучу хаотически изложенного, идеологически препарированного материала и пойдет своей дорогой без ненужного груза. А чем все это нам грозит - знают те, кто хорошо учил когда-то историю.

ВИКТОРИЯ МАТВЕЕВА
"Взгляд" четверг, 17 марта 2005 г.

 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page