on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > История барка "Товарищ" > История барка «Товарищ»

 

История барка «Товарищ»

Штральзунд - город, который мне необходимо посетить и снять фильм о нашем товарище, друге, которого так бесславно продали за 500 тыс. евро в 2003 году министерством образования Украины. Но на ремонт судно попало в 1999 году, по каким причинам оно попало в Английский порт на ремонт? Мы попробуем разобраться в этой ситуации, случайно ли судно попало в долговую яму, или это была ловчая яма, и на наш «Товарищ» были расставлены силки и его специально вывезли и поставили на ремонт в Англии, не имея на это средств, или отсутствие средств - дымовая завеса, за которой пытаются скрыть кражу нашего «Товарища»?

И где деньги, вырученные за продажу судна, за которые можно было построить новое, у нас? Мы попытаемся ответить на эти вопросы, может хоть на некоторые, мы найдем ответ. 50 лет он был приписан в Херсоне, он был нашей визитной карточкой, пятьдесят поколений курсантов прошли на нем свою практику и получили путевку в жизнь, трудную, но интересную.

Мы бросили раненного друга на поле боя, и он попал в плен. Если нам удастся найти улики предварительного сговора, то можно будет поставить вопрос в международном суде в Гааге, о выкупе судна обратно, за те же деньги. Я разговаривал с херсонцами, они говорят, что если бы был кинут клич, «с миру по нитке», то собрали бы средства на выкуп судна. Или мы бросаем своих на поле боя? Или мы попытаемся узнать правду?

Синько Валентин Андреевич, 20 лет на судне заместителем капитана по учебной работе, человек в возрасте мужчины, которому не нужно юлить и придумывать истории. Я позвонил ему, когда он с сердечным приступом находился на стационаре. Он очень удивился, что история «Товарища» еще кому-то интересна. Сердечных приступов было уже много, но Валентин Андреевич жив, может для того, чтобы рассказать нам как у нас увели «Товарищ».

Следующим шагом в этом расследовании будет интервью с почетным ректором Морской Академии Ходаковским Валерием Федоровичем, который непосредственно принимая участие в переговорах о продаже судна. Хотелось бы еще встретится с Кущенко Юрием Алексеевичем, но он не отвечает на звонки. Я направлю журналистский запрос в министерство образования Украины, услышим их версию, как судно было продано за гроши, и где же гроши делись?

Поездка в Штральзунд - это встреча с «Товарищем». Возьму интервью у немецкой стороны, их отношение и история возвращения судна на Родину, в свою семью, или это была наглая кража, прикрытая разными версиями и подписанными документами теми, кто не имел права распоряжаться не своей собственностью?

Итак, мы начинаем!
Валентин Андреевич Синько согласился рассказать нам историю барка «Товарищ», которая началась ещё в царской России с приобретения двух парусников, один назывался «Катанга», а второй «Лауристон», который и переименовали, после революции, и стал он называться «Товарищ». Валентин Андреевич сказал:

- Это ещё не наш «Товарищ», это судно назовем первым, наш «Товарищ» назван в честь этого судна. Старый «Товарищ» запомнился переходом в Аргентину, в Буйнос-Айрес за грузом дерево Вебраччо, название которого переводится «ломай топор». Когда мы повторили этот рейс уже на новом «Товарище», но мы вышли не из Петрограда, а из Одессы в Буйнос-Айрес.

Этот рейс был посвящен 25-летию первого перехода, нам удалось встретить людей, которые помнят старый «Товарищ», один местный житель принес историю коммунистической партии Аргентины, где было записано, что приходило судно «Товарищ», матросы и офицеры люди дружелюбные, судно чистое, матросы танцевали «гопак», а капитан принимал с борщем. Потом началась война, и парусник уводили от немцев и привели его в порт Мариуполь, но судно было захвачено врагом, и сделали его плавучим амбаром для хранения обмундирования гитлеровцев. Когда освобождали Мариуполь, была команда взорвать судно. Ныне останки судна покоятся на дне порта Мариуполь. Возле морского пароходства стоит якорь, это якорь старого «Товарища».

В 1933 году, в Германии было открыто строительство пяти судов для военного флота Германии, эти парусники предназначались для обучения курсантов морских учебных, военных кадетов, заведений. Первым был «Горх Фок», это псевдоним писателя - моряниста Ганса Кинау. Барк послужил образцом для серии из пяти немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне в США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне в Португалии), «Мігсеа» (1938, ныне в Румынии), «Herbert Norkus» (1939, не окончен), «Горх Фок II» (1958, Германия), а также для целого ряда латиноамериканских парусных кораблей.

В конце войны появились планы переоборудовать его под яхту Гитлера, но это был конец войны, и было не до яхты. По приказу адмирала Дейница его затопили в проливе Штральзунд, близ острова Рюген, где он стал загородителем входа в порт, так, как имел высокие мачты. После войны Советский Союз отобрал все четыре парусника, два судна забрал себе, а два судна отдал американцам, причем СССР забрал себе первенца, того, который нужно было поднимать со дна пролива Штральзунд. Его подняли, восстановили и дали имя в честь старого «Товарища», второй парусник подарили румынам, у Сталина были хорошие отношения с королем Михаем, который ходит сейчас под румынским флагом и называется «Мирна». Все эти суда были барки, из-за парусного вооружения, когда две мачты несут прямые паруса, а третья мачта - бизань, несёт косые паруса. Общая площадь парусов 1862 м. кв., высота мачты до 30 м. Был добавлен ещё один парус, думали, что прибавит скорости на гонках, и назвали его дымсель, т. к. он был расположен над трубами парохода, судно имеет ещё 5 стакселей закреплённых на буршприте.

Судно было передано Одесскому военно-морскому училищу. На тот момент нашим, херсонским училищем руководил Гришко, и он попросил, что бы пароход передали в Херсон. Скрепя зубами одесситы отдали судно. При Советском Союзе судну запрещали посещать Германию и заходить в ее порты, владелец мог предъявить права на судно. При суверенной Украине мы заходили в Гамбург на праздник 800-летия города, Гамбург - первый порт приписки нашего - Товарища». Были интересные встречи. Мы делали «День открытых дверей», пришел и капитан первого ранга Кригсмарине и говорит, что проходил практику на этом судне, потом стал командиром подводной лодки. Потом он пригласил меня, капитана и старшего механика к себе на фазенду, в 200 км от Гамбурга. Он рассказал, что судно ручной работы, клепанный корпус, таких уже не делают. У него особые воспоминания о судне, свои ассоциации, и отношение, как к любимой женщине, не даром на немецком корабль женского рода. Ему бы хотелось вернуть судно Германии, но тогда никто не придал значение этой реплике.

Мы на югославской верфи стояли на ремонте и искали клепальщика, но по всему миру не нашли, вымерли, а новых не обучают. Ещё судно имеет особенности, оно без киля, и не переворачивается за счёт укладки на дне судна чугунных чушек, 400 тонн, и 500 тонн воды, 100 тонн - неприкосновенный запас. Это давало судну эффект «неваляшки», судно вставало, даже если крен (угол заката) был 90 градусов.

Первое время судно не выпускали, оно с курсантами выполняло каботажные рейсы, мы обслуживали курсантов-судоводителей всех мореходных училищ Советского Союза. Корабль выполнял задания министерства иностранных дел, которое регламентировало порты захода. Судно имеет ледовый класс, толщина металла до 10 миллиметров. Клепанный корпус приходилось варить при ремонте, это очень сложно. Ремонтировались в основном в Югославии, Швеции, в Одессе. Содержать парусное судно - дорогое удовольствие, не каждая страна могла себе позволить иметь парусное судно, только в рамках министерства обороны, «Товарищ» обходился морскому флоту в 300 тыс. долларов, топливо, вода, зарплата экипажу, питание курсантов.

В 1972 году, «Товарищ» ходил в Балтимор на празднование дня города, это его первый выход за границу. В 1974 году участвовал в парусной регате в Польше, в 1976 году участвовал в регате в честь 200 летия Соединённых Штатов Америки. Потом ещё были регаты, фестивали парусных судов, и всем было интересно посмотреть, как мы живём. Пресса отзывалась по-разному, на судне давать интервью имели право давать только два человека, я и капитан. Командовал судном капитаном Олег Павлович Ванденко на протяжении 25 лет, 10 из которых мы работали вместе. К сожалению, мы его уже похоронили.

Теперь переходим к истории потери судна. Корабль был старый, поржавела чугунная чушка, надо было не доставать и чистить. Практика эксплуатации судов показывает, что срок эксплуатации судов 25-30 лет, потом его отправляют на иголки, на переплавку... Квалифицированный ремонт в пределах Украины никто не мог предоставить, да и денег не было. Вдруг, появилось английское общество любителей старины и предложило помочь с ремонтом, но только доставить судно мы должны были сами. Начальник порта Тутушкин дал 200 тонн дизтоплива, дозаправил еще в Средиземном море. И мы пришли в Нью-Касл...

Продолжение истории в следующем номере.

P.S. А тем временем, мы вылетаем в Германию, на встречу с «Товарищем», нам поможет с общением с немцами известная в Херсоне благотворительница Ольга Борисовна Тапе, бывшая жительница Херсона, а теперь гражданка Германии. Мы снимем фильм, возьмем интервью у немцев, о их отношении к такому возврату судна, они встречали его в 2003 году «WiIIкоmen zu Hause!» - «Добро пожаловать домой!».

Брал интервью
Геннадий Шелестенко
«Херсонський вісник».- №2.-28.12.2019.- стр.3

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page