Из истории имён парусных кораблей Херсона
За неполные полстолетия (1779–1827 годы) со стапелей Херсонского адмиралтейства было спущено более 150 кораблей, различных по рангу и назначению. И все они имели имена. При всем разнообразии этих пышных, звучных, а порой непонятных сегодняшнему слуху наименований складывается впечатление, что корабли нарекали «как бог на душу положит».
Наука каронимика (от греческих слов «корабос» – корабль и «онома» – имя) отвергает бессистемность наименований военных парусных судов. Названия кораблей давали по определенной системе. Она подчинялась четким правилам, основанным не столько на государственных указах, сколько на традициях флота. Основная особенность системы заключалась в беспрекословном требовании гармонии имени и ранга судна. Линейные корабли как главная ударная сила флота получали самые величественные или почетные по тем временам имена: «Слава Екатерины», «Св. Павел», «Св. Петр», «Св. Магдалина», «12 апостолов», «Рождество Христово», «Сошествие Святого Духа», «Ягудиил» (один из архангелов. – Прим. ред.). Некоторые получали имена исторических героев или названия местностей: «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Полтава», «Красный» (Победа русских войск в 1812 году у местечка Красный Смоленской области РФ. – Прим. ред.). Исключением в системе наименований были имена иностранных царствующих особ государств, находящихся в союзе с Россией. Херсонские корабелы спустили на воду два таких линейных корабля: «Иосиф ІІ» и «Император Франц». Корабли херсонской постройки уходили в море с именами «Скорый», «Страшный», «Осторожный», «Легкий», «Храбрый», «Правый», «Счастливый», «Спешный».
Такие имена были призваны символизировать мужественный дух нации или государства, выраженный в боевых качествах этих судов. Известно, что имена людей несут в себе определенный смысл. К примеру, Александр «расшифровывается» как мужественный защитник людей. Была серия военных судов, спущенных в Херсоне и носящих имена «Петр», «Михаил», «Мария», «Георгий», «Андрей», «Евстафий», «Лилия».
Транспортным военным судам в основном присваивали географические названия. От стенки причала херсонского адмиралтейства отчалили в море «Азия», «Африка», «Везувий», «Назарет», «Анапа». Были случаи, когда корабли еще при жизни получали второе имя. Такое произошло с первенцем херсонских судостроителей – линкором «Слава Екатерины». В сентябре 1787 года корабль попал в жестокий шторм и был настолько «искалечен», что на его ремонт ушел почти год. В состав Черноморской эскадры он вернулся с новым именем «Преображение Господне». На флоте иногда соблюдалась преемственность имени корабля в случае его гибели или утилизации по «возрасту». Обязательным условием сохранения имени были соответствующий класс и ранг корабля. «Св. Павел» херсонской постройки 1784 года возродил свое имя в корабле, построенном в Николаевском адмиралтействе в 1794 году при содействии херсонских корабелов. Порой имена кораблям давали с аллегорическим подтекстом. Так, фрегат «Штандарт» был построен по последнему слову военного судостроения тех лет. Поэтому перевод с немецкого «штандарт» – полковое знамя – означал, что этот корабль впереди всех существующих военных судов этого класса.
Как бы ни пыталась каронимика систематизировать имена кораблей, они все равно останутся безбрежным, удивительным и загадочным миром романтики парусного флота.
Р. S. За весь период существования Черноморского военного парусного флота (1775–1860 гг.) через его «личный» состав прошло 470 кораблей. Треть из них была спущена в Херсонском адмиралтействе.
Александр Скороход
Джерело інформації: "Гривна-СВ".- № 51(162).- 17.12.2004.- стр. 6