Издержки «соленого» туризма
Такой популярный в Западной Европе производственный туризм, когда платные экскурсии совершаются на фабрики и заводы, понемногу стал развиваться и на Херсонщине. Однако тут у него свои особенности: денег предприятиям туристы предпочитают не платить, зато норовят унести оттуда какой-нибудь дармовой «сувенирчик» на память. Вот и на Геройский солезавод в Голопристанском районе в последнее время целыми автобусами зачастили любопытные, желающие поглядеть, как в садочных бассейнах у моря вызревает экологически чистая соль, насыщенная шестью десятками видов полезных микроэлементов.
Здесь такие визиты лишь приветствовали бы, да вот беда: кое-кто из экскурсантов всячески старается прихватить с собой соль из огромных буртов, где она сушится - мол, с завода не убудет, а на оздоровительные ванны да ингаляции семье пригодится.
«И ладно бы брали пригоршнями, так нет: иные норовят полные сумки натолкать, да так, что еле их поднимают. Такие выходки можно было бы назвать мелкими кражами, но поделать с ними ничего невозможно - территория завода большая, и перекрыть подступы ко всем бассейнам никакой охраны не хватит. Остается лишь просить людей быть поскромнее и со сбором «сувениров» не усердствовать», - продолжает директор солезавода Станислав Гречуха.
Впрочем, на предприятии подумывают и о том, чтобы заняться не только выпуском технической либо пищевой соли, но и изготовлением настоящих сувениров на продажу туристам. Технология-то нехитрая: опускаешь в садочный бассейн фигурную бутылку либо любую поделку из натуральных материалов, и к концу сезона она обрастает кристаллами соли, превращаясь в скульптуру, созданную самой матушкой-природой. Вот только когда на предприятии появится такой «сувенирный цех», сказать сложно - на отхожие промыслы просто людей не хватает. Ведь работает здесь всего три десятка человек, которые в удачные годы поднимают «урожай» до 7 тысяч тонн отборной соли!
Владимир Дорофеев
«Новий день».- №14 (5061).- 04.04.2013.- стр.3