on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Visual art > Photo art of Tavriya > Epoch of Al'pert

 

ЭПОХА АЛЬПЕРТОВ

ДИНАСТИЯ-СИМВОЛ
Каждый уважающий себя город, чья история полна драматических, трагических и славных событий, непременно должен иметь собственную знаменитую династию - семью беззаветно преданных своему родному краю горожан, из поколения в поколение передающую традиции и волшебство какого-либо замечательного труда Честь "обладания" подобного рода династией, о которой можно с гордостью повествовать не только соотечественникам, но и гостям с других стран, по праву принадлежит и Херсону. Ведь именно в нашем городе уже более чем полтора века творит свое искусство известнейшая семья Альпертов - мастеров художественного фото.  Без всяких преувеличений можно сказать, что Альперты - это столь же значительный и представительный символ города Херсона, как, например, памятник Потемкину, строения Херсонской крепости или мемориал в честь корабелов. Ибо фрагменты истории, запечатленные Альпертами за все эти долгие десятилетия их художественно деятельности, представляют настоящую "фотографическую" летопись всей Херсонщины, являют собой широчайшую панораму, состоящую из людей и дел, творивших славу городу и области.

А начиналось все в далекое теперь уже время, в самом начале минувшего века. Фотографическое искусство в те годы стремительно набирало обороты по всей Российской империи, фотосалоны открывались во многих городах, в том числе - и в Херсоне. Печатные издания тех лет свидетельствуют, что всего - то за один год в нашем городе появилось сразу несколько "модных" фотоателье! Впрочем, гораздо популярней и известней других был все же салон Виктора Соломоновича Бернштейна. Находился он в центре города, на улице Суворова - сейчас в этом доме расположен ювелирный магазин. Помещение салона по тем временам были оборудованы по последнему слову фотоискусства. Мало того, что маэстро Бернштейн применял в своем деле наилучшую современную технику, так еще в его заведении и продумано было все до мелочей, вплоть до освещения, которое достигалось за счет стеклянной крыши, сквозь которую проникали солнечные лучи! Фотосалон Бернштейна пользовался заслуженным почетом у состоятельных мещан, купцов, сановных чиновников. Витрина ателье неизменно были украшены самыми удачными фотоработами наиболее замечательных лиц Херсонской губернии. Достаточно сказать, что в неизменном восторге от работ мастера пребывали и тогдашние градоначальники, которые в окружении своих домочадцев с удовольствием представляли перед "бернштейнским" фотообъективом.

Именно здесь берет свое начало будущая знаменитая династия: в салоне Бернштейна осваивает азы фотомастерства совсем еще молодой Александр Альперт. Умудренный опытом педагоги утверждают, что в любом деле ученик непременно должен превзойти своего учителя: ведь только таким образом общество способно на поступательное развитие. Нетрудно предположить, что долгим и кропотливым трудом, неизменным усердием постигая основы искусства художественной фотографии, Александр Альперт в итоге смог не только сравняться в мастерстве со своим наставником, но и продвинуться дальше в познании секретов этого непростого ремесла. И очень показательно, что именно ему в 1920 году, навсегда покидая Херсон, Виктор Бернштейн передает свое искусство.

ИСКУССТВО АЛЕКСАНДРА АЛЬПЕРТА
Впрочем, те годы были отмечены уже совсем другими веяниями в фотоделе. Постановочное фото модельных салонов уже перестало привлекать энергичных, готовых с головой окунуться в многообразие окружающей жизни фотографов. На первый план выходила репортерская деятельность, работа в печатных изданиях, та деятельность, которая позволяла в полном смысле слова сохранить миг истории в его первозданности. Именно это поприще избрал для себя Александр Альперт, чтобы стать впоследствии одним из самых известны советских фотожурналистов, чьи работы публиковались во многих газетах как республиканского , так и всесоюзного значения. Менялись времена, десятилетие проходило за десятилетием, неоднократно менялось и высокое партийное руководство области, но Александр Альперт постоянно оставался «на передовой», фиксируя мгновения уходящих одна за одной эпох. Творческую энергию, неиссякаемый энтузиазм «старый Альперта» (как почтительно называют его херсонцы) сохранил до самых преклонных лет, с готовностью устремляясь с объективом даже в отдаленные и труднодоступные уголки родной херсонской земли. Мемориальная доска в честь Александра Альперта на стене дома №26 на проспекте Ушакова, в котором жил фотомастер, - дань уважения и признательности горожан за беспримерный труд, дань истинному искусству.

АЛЕАН АЛЬПЕРТ: ФИКСИРУЯ ИСТОРИЮ
Сегодня мы с полной уверенностью можем сказать, что все наилучшие, поистине «династические» качества в полной мере воспринял и сын Александра Альперта - Алеан. Постоянный фотокорреспондент -Херсонского вестника», на творческом счету которого бесчисленное множество фоторабот в крупнейших советских и украинских изданиях (одних «фирменных» разворотов в «ХВ» вышло уже свыше двухсот!), в предстоящее воскресение отмечает свое семидесятилетие! Путь по извилистой стезе фоторепортерства Алеан Александрович начал в возрасте неполных двадцати лет, когда в спортивном разделе "Надднепрянской правды» был опубликован его первый снимок. Не обошлось и без курьеза: привыкшие к работам Александра Альперта, чьи фото, как уже было сказано, украшали и передовицы всеукраинских изданий, читатели несказанно удивились инициалам автора - А.Альперт! А ведь в украиноязычной газете до сиу пор значилась несколько иная подпись О.Альперт, то есть Олександр! Следует особо подчеркнуть, что в те годы к вопросам корректуры, тем более, если речь шла о газете какого-либо органа КПСС, подходили с чрезвычайной ответственностью. Проще говоря, процесс был организован так четко, что не могла проскользнуть в печать даже незначительная помарка. Поэтому, увидев новые инициалы, партийные бонзы принялись со всей тщательностью выяснять, каким образом и кто именно допустил в газете столь досадную опечатку. Каково же было их удивление, когда недоразумение разъяснилось, и все узнали, что автор снимка -это сын уже знаменитого Альперта! Тем более, что качество работы было очень высоким и ничуть не отличалось от фотографий мэтра.

Прошло совсем не много времени - и этим инициалам уже никто не удивлялся: Алеан Альперт «приучил» читающую публику к своим работам. Кто только не представал на этих замечательных снимках за более чем полувековую карьеру фоторепортера! Комбайнеры и ткачихи, артисты театра и военные, священнослужители, киноактеры, ученые, лаборанты, врачи и медсестры, курсанты училищ и студенты, дети в нежнейшем возрасте и старики преклонных лет: на фото Алеана Альперта перед нами проходит парад жизни, жизни общества со всеми ее многообразными нюансами, с полутонами и глубиной. Со временем «среднего» Альперта, как и его отца, с удовольствием стали публиковать и центральные органы советской печати. Но вершиной, безусловно, стало победоносное «завоевание» Алеаном Альпертом страниц самой могущественной газеты СССР - «Правды». Той самой, знаменитой «Правды» - которая выходила миллионными тиражами на нескольких десятках языков и которую можно было обнаружить даже в газетных киосках Гаваны, Каира, Рима! Попасть на полосу этой газеты в те годы для «провинциального» автора было почти равносильно высадке на Луну. О чем уж говорить: даже пишущие и снимающие журналисты из столиц союзных республик достигали этого лишь ценой неимоверных усилий. Наверно, нужно быть Альпертом, чтобы регулярно, почти из номера в номер, публиковаться в «Правде», как будто это была обычная «районка»!

КОГДА ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ...
Обладая кипучей, поистине «альпертовской» натурой. Алеан Александрович добивался порой, казалось, совершено невозможного. Хорошо известно, например, как строго было а Советском Союзе с допуском на объекты военно-промышленного комплекса. Тем не менее, применяя, многочисленные репортерские хитрости, Алеан Альперт проникал даже на секретные объекты и, как ни в чем не бывало, умудрялся работать на них со своим оборудованием! По словам самого Алеана Александровича, почти каждый снимок во всесоюзной газете (тем более - в «Правде») порождал невероятно бурную реакцию читателей. Ведется "фотоотчет» о небольшом самобытном предприятии, выпускающем расписные самовары - и после публикации катится целая лавина откликов, писем, телеграмм, и уже весь Союз жаждет заполучить под заказ хотя бы один такой «херсонский самовар»! Публикуется фотосессия в удивительной балетной школе одного из «степных» колхозов - и уже даже жители стран Варшавского договора шлют свои слова приветствия сельским балеринам, а известные хореографы и театральные режиссеры приглашают труппу для выступления! Показательный пример всесоюзной значимости работ Алеана Альперта -это фото для выпуска «Правды» середины 80-х годов. Фотография была снабжена одной-единственной фразой: «Эти девушки учатся в Херсонском мореходном училище рыбной промышленности». Буквально в первые же дни после выхода номера учебное заведение было «атаковано» сотнями писем! Более всего впечатляли послания от воинов-«афганцев» (война тогда была в самом разгаре): солдаты писали, что светлые образы херсонских девушек помогают им в тяжелой боевой обстановке хранить надежду на лучшее, помогают помнить о родном доме.

ИГОРЬ АЛЬПЕРТ: НЕДОСКАЗАННОЕ
В это же время начинает свою карьеру и младший представитель фотохудожественной династии - Игорь Альперт. Будучи совсем юным, Игор Алеанович в кратчайшие сроки успел запечатлить целую плеяду выдающихся и просто любимых многим деятелей искусства: это - Михаил Ульянов, Александр Розенбаум, Евгений Леонов, Георгий Вицин, Михаил Пуговкин. В советские годы его фото выходили на страницах «Известий», а в годы украинской независимости Игорь Альперт, совершенствуя технику, осваивая новые, современные технологии, с честью продолжал любимое дело отца и деда. Одной из ярчайших страниц в истории украинского фоторепортажа стала работа Игоря Альперта на Майдане во время известных событий конца 2004 - начала 2005 годов, Более 150 ярких цветных фото. Увы, судьба распорядилась таким образом, что жизнь младшего Альперта прервалась в самом расцвете творческих сил...

ЭПИЛОГ
...Когда восемь лет назад в Киеве, в торжественной обстановке, в присутствии множества первых лиц государства, перед десятками камер общеукраинских телеканалов, заслуженный работник культуры Алеан Александрович Альперт на протяжении добрых двадцати минут рассказывал об истории своей фотодинастии, он представлял таким образом не только и не столько свою семью - он представлял, в широком смысле этих слов, весь Херсонский регион. Ведь судьба, жизнь, творчество Альпертов, как мы уже неоднократно подчеркивали, неотделимы от судьбы, жизни, истории Херсонщины. И сегодня, в преддверии 70-летнего юбилея Алеана Александровича, наша редакция вместе со всеми своими читателями с чувством глубокой благодарности и восхищения присоединяется к многочисленным поздравлениям, желает виновнику торжества крепчайшего здоровья, столь же неутомимой энергии и неизменного творческого вдохновения!
P.S. В июне 2008-го. на День журналиста, Алеан Александрович Альперт стал лучшим в номинации «Фотожурналист 2008года». Коллектив редакции газеты «Херсонский вестник» выдвигает заслуженного работника культуры Украины, члена Национального Союза журналистов Украины Алеана Альперта на присвоение звания «Почетный гражданин Херсона».

Евгений Ляшенко
"Херсонський вісник".- 2008-06-28.- № 26 (935).- стр 18-19

Публікація першоджерела мовою оригіналу

1. 08.04.2013 17:47
Юрий Широков

Когда-то еще мальчишкой, в середине 60- х годов, я бегал в Херсонскую станцию юных техников. Мы тогда не знали имени Алеан Альперт, мы называли нашего руководителя кружка Олег Александрович Альперт. Задавали вопросы о инициалах в "Надднепрянской правде" Нам руководитель объяснял - чтобы не путать, всегда под снимками отца стоит А.Альперт, а под снимками нашего руководителя О.Альперт. Ко всему прочему могу добавить, что и жена О. Альперта - Светлана, тоже очень хорошо снимала. Любовь к фотоаппарату привил именно Олег Александрович, спасибо ему за это.

Я не знал о потере сына, глубоко сочувствую этой семье. 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page