"Калека с острова Инишмаан"
14 октября Херсонский облмуздрамтеатр открыл новый театральный сезон: 81-й и 186-й по счёту. Разницу в более чем сотню лет гендиректор театра Александр Книга объясняет тем, что меньшая дата была «придумана» советским правительством, а теперь, в разгар декоммунизации, и театр смог вернуть себе настоящий возраст (материал об этом см. ниже).
А в доказательство богатой истории заведения гендиректор торжественно открыл музейную комнату театра. Там можно полюбоваться старинными нарядами, увидеть первые печатные сценарии пьес, благодарные отзывы зрителей многих городов и республик бывшего СССР. А ещё – реквизит с богатой историей, книги Миколы Кулиша с автографом его сына, вещи, принадлежавшие людям, много лет отдавшим театру, и множество фотографий…
Но история совсем не заканчивается, а даже наоборот – начинается снова! Радужными мыльными пузырями на площади перед театром встречали херсонцев актёры в разнообразных костюмах. В хол-ле играл оркестр. А дальше – новый сезон, полный предвкушения праздника. Ведь, как заверил гендиректор Александр Книга, в театре старают-ся постоянно удивлять: своими спектаклями, костюмами, музыкой. Кстати, слово своё он сдержал, уже 15 октября херсонские театралы были в самом лучшем смысле шокированы новинкой кулешовцев – спектаклем «Калека с острова Инишмаан».
Ольга Ляшок
Уверен, что подавляющее большинство из нас прекрасно помнят великолепнейший фильм «Берегись автомобиля!», в котором, в част-ности, в народном театре любитель-режиссёр (Евгений Евстигнеев) озвучил планы «замахнуться на Шекспира нашего Уильяма». И ведь замахнулись – да с каким феерическим успехом!
Ну и как после этого не любителям – высокопробным профессионалам из нашего облдрамтеатра не «замахнуться» на современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха, которого самые придирчивые критики безапелляцион-но называют «главным драматургом ХХІ века» и «чудом современной сцены»? Замахнулись – и 15 октября во время премьеры театр содрогался от бури аплодисментов!
Герои «Калеки с острова Инишмаан» – ирландцы. Или, допустим, поляки – если спектакль поставили в Польше. В нашем случае они – украинцы. Короче говоря, это – самые обычные трудяги со своими космополитическими, людям любой страны свойственными проблемами. Что делает этот спектакль необычным, из ряда вон выходящим – даже из огромного ряда освоенных херсонской труппой постановок? Это необычность задумки автора, помноженная на суммарный талантище коллектива театра.
Что делает этот спектакль уникальным? В масштабе Украины, утверждает генеральный директор театра Александр Книга, это – прецедент, это первый случай привлечения к заглавной роли непрофессионала. Более того: калеку с острова Инишмаан сыграл мужественнейший парень с физическими недостатками. Ему не приходилось ИЗОБРАЖАТЬ на сцене что-то, не свойственное его повседневной жизни: он просто был самим собой. Он и только он, как никто другой, смог помочь зрителям сравнить чистоту души человека с ограниченными физическими возможностями с мутью в душах некоторых «здоровых» людей.
«Калека с острова Инишмаан» – это Чистилище, там обязательно нужно побывать. И никого не должно спугнуть честное предупреждение о так называемой ненормативной лексике в ходе спектакля. Так называемой – потому что она (давайте не будем кривить душой) уже давно стала неотъемлемой частью нашего лексикона. Убрать из спектакля «смачные», совершенно уместные матюки – и это будет уже, как говорится, «не то пальто». Безусловно, каждый имеет право на своё мнение, и всё же записным интеллигентам я посоветую вспомнить самих себя и свои эмоции в непростые моменты и не создавать ситуацию, аналогичную с анекдотичным Вовочкой. Мальчонка случайно заскочил в родительскую спальню, когда они полагали, что он уже спит, и потом долго пребывал в недоумении: «Да… И эти люди запрещают мне ковыряться в носу…».
Валерий Боянжу
http://www.grivna.ks.ua/archive/grivna/1515-grna-2016/grna-2016-43/58235-kaleka-s-ostrova-inishmaan
Публікація першоджерела мовою оригіналу