Сохраним ли наследие легендарного фотохудожника?
Из жизни прямиком в историю шагнул херсонский фотохудожник Николай Степанов. Основатель областного фотоклуба и наставник целой плеяды талантливых учеников Николай Дмитриевич участвовал в десятках международных выставок — его произведения остались даже в коллекции французского дворца Версаль. Нет, пожалуй, сколько-нибудь известных людей или заметных событий в жизни нашей области и страны на протяжении более полувека, которые не попали бы в прицел его объектива. Он с одинаковым увлечением снимал простых тружеников и космонавтов, писателей и артистов, находя в каждом лице особую красоту — неповторимые черты, печать пережитого.
— Николая Дмитриевича больше нет с нами, но в областном государственном архиве осталось более десяти тысяч негативов его работ — мгновения истории, сохраненные для потомков стараниями одного-единственного человека. Но это еще не все. Огромную ценность для нас представляет и его личный архив — ведь за свою жизнь Николай Степанов встречался и переписывался со многими легендарными людьми. Помимо трех тысяч редких книг по художественной фотографии, в этом собрании имеется, например, автобиография, собственноручно написанная разведчицей Марией Фортус и нигде не публиковавшаяся. Меня и моих коллег очень беспокоит дальнейшая судьба творческого наследия Степанова, — говорит ученик Николая Дмитриевича, фотохудожник Анатолий Шехтер.
Вероятно, столь ценные литературу и документы не отказались бы «приютить» в любом нашем музее или библиотеке. Однако друзья и единомышленники недавно ушедшего от нас после тяжелой болезни фотохудожника считают, что доступ к его творческому наследию не должен ограничиваться редкими выставками, на которых всего самого интересного и не покажешь.
— Думается, в госархиве необходимо создать открытый фонд фотоснимков и документов Николая Степанова, чтобы краеведы, ученые, любители истории могли свободно им пользоваться. Однако все это нужно сначала собрать под одной крышей и тщательно систематизировать, — уверен экс-председатель областной организации Национального союза фотохудожников Украины Василий Рылеев. — У местной организации фотохудожников для этого теперь даже нет собственного помещения, следовательно, требуется создать отдельную комиссию по изучению творческого наследия Николая Дмитриевича. А тут не обойтись без содействия властей — как областного совета, так и облгосадминистрации.
Так найдутся ли среди херсонских чиновников неравнодушные ценители творчества фотохудожника Николая Степанова или вскоре нам придется ехать в Версаль, чтобы полюбоваться его работами?
Сергей ЯНОВСКИЙ.
«Новий день». -№43(4881).-22.10.09. –стр.24
Публікація першоджерела мовою оригіналу
Третьяк Николай
Я думаю, что херсонскому журналисту, Сергею Яновскому, по крайней мере стоило бы просить прощения перед светлой памятью Фотохудожника Николая Дмитриевича, прежде чем писать о нём.
Дело в том, что когда в начале 2000-х к нему обратился автор этих строк, так же и от имени Николая Дмитриевича, этот "журналист" даже не изучив предоставленные материалы написал статью "Раскол в творческом союзе". В которой весьма нелестно отозвался в том числе и о Фотохудожнике Степанове. Но сорхранил "лицо" перед одним из херсонским чиновником, который как раз остался цинником к творчеству Степанова. Имеется ввиду - Рылеев Василий Петрович. В то время начальник областного управления культуры и по совместительству председатель областной организации союза фотохудожников Украины.
Именно после одного из "собраний" на котором Николая Дмитриевича изгоняли из рядов областной организации, Степанов попал в кардиологическое отделение больницы.
Такие есть у нас ценители фототворчества и еже с ними заказные журналисты.