on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Таврия XX века > Кому установлен памятник в Херсоне: Фёдору Ушакову или...

Кому установлен памятник в Херсоне: Фёдору Ушакову или...


При создании скульптуры конкретному историческому лицу автор берёт на себя большую ответственность. Ведь он обязан не только с достоверной точностью изобразить внешность героя, но и все атрибуты, соответствующие эпохе, в которой тот жил. Лишь только тогда памятник «оживет», а не станет безликой куклой. Скульптору будут верить, полагая, что именно таким был при жизни тот, кого отлили в бронзе.
Отвечает ли этим требованиям памятник адмиралу Федору Ушакову?

Историческая справка
В 1947 году Говардовская улица была переименована в проспект Ушакова. Спустя десять лет напротив судомеханического техникума (проспект Ушакова, 20) был открыт памятник адмиралу, статуя которого была изготовлена из оргстекла. В 1970 году скульптуру заменили на бронзовую, сделав небольшие доработки.

Кто скульптор?
Памятнику уже 45 лет, а вот сразу ответить на вопрос, кто же его изваял, затруднительно. В краеведческой литературе, буклетах, на фотооткрытках указаны три варианта авторов: - скульптор П. Кравченко, архитектор А. Чубин; - скульптор А. Е. Чубин, архитекторы Н. Г. и П. И. Кравченко; - скульпторы П. Кравченко, А. Чубин.
В ходе проведенного мною расследования было окончательно установлено имя автора статуи. Это одесский скульптор Петр Иванович Кравченко.

Из творческого досье художника
Деятельность скульптора в 1950-е годы тесно связана с Херсоном. Кроме статуи Ушакова, Кравченко создаёт обелиск комсомольцам 1920-х годов (парк имени Ленинского комсомола), изготавливает архитектурное оформление актовых залов мореходного училища (находящегося тогда в ведомстве Министерства морфлота СССР) и судомеханического техникума. В начале 1980-х годов в его планы входило создание бюста, возможно даже статуи, Ивана Ганнибала, с последующей установкой в Херсоне.

Анализ элементов памятника
1. Табличка.
Если театр начинается с вешалки, то памятник – с именной таблички. Это она поведает созерцающему, кто перед ним стоит с указанием границ жизни. Если на памятнике в Херсоне стоит год рождения 1745, то на памятнике в Петербурге на Ушаковском мосту через Большую Невку – 1744. На могильном памятнике Ушакову в Санаксарском монастыре (г. Темников Тамбовской области, РФ) указан год рождения – 1744.
Кто и зачем «омолодил» Ушакова на год, сегодня определить невозможно.

2. Облик.
Ко времени создания статуи уже был точно воспроизведен прижизненный облик Ушакова, причём в объемном изображении (см. «Гривну» № 48 «Как Сталин приказал “сфотографировать” Ушакова»). Если бы автор памятника съездил на могилу Ушакова (Санаксарский монастырь, г. Темников Тамбовской области, РФ), то он имел бы полное представление о внешности героя своего произведения. Но он почему-то этого не сделал.

3. Рост адмирала.
По воспоминаниям современников и записям его первого биографа Бантыш-Каменского, Федор Ушаков был невысокого роста. Что в середине ХVIII века составляло 160-165 сантиметров, максимум – 170. Чтобы определить рост бронзового Ушакова, необходимо для сравнения взять стандартную, неизменную величину. Такой оказалась длина клинка палаша – 85 см. Если учесть, что до уровня земли остаётся около 10 см, то путем составления пропорций рост «оригинала» Ушакова в бронзе с учетом шевелюры превышает два метра(?).

4. Возраст.
Этот фактор является основной отправной точкой для дальнейших аргументов подтверждения несоответствия скульптурного изображения тому, кто запечатлен. Это с учетом возраста будут рассматриваться все атрибуты памятника: мундир, награды, погоны, оружие. В данном случае возраст Ушакова – 40-45 лет.

5. Наплечные знаки отличия.
Офицеры всех времён очень дорожили ими. Их называли символами воинского достоинства и чести. Скульптор возложил на плечи Ушакова то, что он ни в каких званиях не носил – эполеты, причём на оба плеча. Адмирал вышел в отставку в 1807 году. Именно с того года вместо погон в российской армии было положено носить эполеты. Скульптор должен был изобразить на плечах статуи погоны, соответствующие возрасту (40-45 лет) и званию (капитан 1-го или 2-го ранга). Длину шейного знака (шарф) морского офицера Кравченко укоротил вдвое. Но это в действительности было сделано, когда адмирал был уже на пенсии.

6. Мундир.
С 1765 года для офицеров военно-морского флота был введен новый мундир в виде камзола (куртка длиной чуть ниже пояса). Кравченко же одел Ушакова в кафтан предыдущего времени, когда для удобства ходьбы и движений его полы завертывали и пристегивали пуговицами. На скульптуре это отчетливо видно. Не разобрался скульптор и с галунами (плотная лента или тесьма) и пуговицами. Учитывая, что будущий адмирал изображен на памятнике в звании капитана 1-го или 2-го ранга, на мундире должны присутствовать знаки различия: по кромке камзола (если бы скульптор Ушакова в него одел) нашит широкий галун, а на клапанах карманов – широкий и узкий. На обшлагах кафтана (не камзола) Кравченко «пришил» две пуговицы и галун в один ряд. А эти пуговки, оказывается, соответствуют вице-адмиральскому званию. Да и галунов должно быть два ряда. Если взглянуть на мундир глазами специалиста-историка, то ваятель одел Ушакова в наряд, не соответствующий тому времени, в которое запечатлен морской офицер.

7. Обувь.
Ушакову как капитану 1-го ранга, согласно форме обер-офицеров, полагались сапоги: высокая обувь, охватывающая голень до колена. Кравченко обул его в ботфорты: высокие сапоги, имеющие твердые голенища с широкими раструбами выше колен и пряжками.

8. Награды.
В соответствии с возрастом отлитого в бронзе Ушакова на его шее должен был висеть на узкой ленте крест Св. Владимира 4-й степени плюс бант (принадлежность ордена) на левой стороне груди. Этим орденом награждали офицеров, проявивших «особое усердие и способность сверх того, к чему их обязывает служебный долг, присяга и честь». Ушаков был награждён им за борьбу с чумой в Херсоне (тогда ему было 40 лет). Чтобы следовать исторической достоверности, скульптор мог изобразить орден Св. Владимира 3-й степени. Им Ушаков был награждён лично Григорием Потемкиным за победу над турецким флотом у острова Фидониси (ныне – Змеиный, в районе устья Дуная) в июле 1788 г. По уставу того времени, при награде одноименным орденом разных степеней их обладатель имел право носить только награду более высокой степени. Кравченко, не имея понятия о составе и порядке ношения орденов, щедрой рукой «рассыпал» их на груди Ушакова.

Молодого офицера скульптор «наградил» орденами, которые он получил через 10-15 лет. За 44 года службы (на время выхода в отставку) Федор Федорович имел такие награды: ордена Св. Владимира 2-й степени, Св. Георгия 2-й степени, Александра Невского и иностранный – Мальтийский крест. Русские ордена состояли из знака и звезды. Знаки носили на шее на лентах соответствующих им раскрасок, а звезды орденов крепили к мундирам на левой части груди: вертикально, одна под другой. На скульптуре они разбросаны автором в «художественном» беспорядке. Даже расположение будущих наград на скульптуре не соответствует исторической истине. Из трех знаков орденов только один висит на шее, остальные развешаны по обе стороны груди. Попутно возникает вопрос, куда делась звезда третьего ордена (на памятнике их две).

9. Личное холодное оружие.
Во времена Екатерины ІІ для морских офицеров и адмиралов ношение морской сабли или палаша было обязательным при любой форме одежды, кроме парадной. Эфес личного оружия имел сложную форму, предусматривающую защиту всех пальцев и кисти руки. Будучи некомпетентным в этом вопросе, скульптор упростил эфес до буквы «П», что противоречит истории создания холодного оружия ХVIII века. А как и в каких размерах он изобразил темляк? (Петля из ремня или ленты на эфесе палаша или сабли надевается на руку, чтобы крепче держать оружие, не давая противнику возможности выбить его, порой украшаемая кистью). На оружии у статуи – несоразмерная кисть и отсутствует лента. Трудно представить морского офицера, орудующего саблей с мелькающей перед глазами кистью, размером в 150-200 мм. К тому же ножны на скульптуре крепятся на одном кольце, что противоречит военному стандарту ХVIII века: два кольца.

Вывод
Почти полвека на центральном проспекте Херсона возвышается не памятник всемирно известному адмиралу Федору Федоровичу Ушакову, а бутафорская кукла, одетая, обутая, обвешанная наградами и вооруженная тем, что было под рукой её «крестного отца» – скульптора Петра Кравченко. Увы, но это не соответствует исторической действительности.

Р. S. Не «повезло» Федору Федоровичу со своим увековечиванием и в городе Саранск (Мордовия, РФ). На своём стилизованном барельефе мордовский скульптор изобразил Ушакова вообще без погон, но с двумя высшими офицерскими наградами. В 1968 году в Болгарии скульптор Николай Богданов на скале мыса Калиакрия вырубил трехметровый барельеф Федора Ушакова. К сожалению, его фотографии у автора нет.

Р. Р. S. Возникает вопрос: «С кого лепил скульптор Ушакова? или Кто стал прототипом адмирала?» По этому поводу есть очень правдоподобная версия. О ней – в одном из ближайших номеров «Гривны».

Александр Скороход
"Гривна".- № 51(415).- 2002-12-19.- стр. 29
www.grivna.kherson.ua/komu_ustanovlen_pamjatnik_v_hersone_fedoru_ushakovu_ili.htm

 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page