on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Theatre > Kherson puppet theatre > Куклы так похожи на людей...

Куклы так похожи на людей...

20.03.2008

В детстве все девочки играют в куклы, и когда вырастают, как правило, забывают о своих «подружках». А вот херсонка Ульяна Дрыжак «играет в куклы» порядка 25 лет – по-взрослому. Она – актриса Херсонского театра кукол. Это притом, что в юном возрасте Ульяна была настоящим сорванцом, даже отдалённо не похожим на кукольную красавицу Барби, как большинство девчонок. Собственно, благодаря этому и состоялась её встреча со сказочным миром театра

«И жизнь, и слёзы, и любовь»: содранные колени, всклокоченная шевелюра и «чёртики» в глазах – такой была Ульяна в свои 11 лет. Она очень хотела попасть в цирк и даже направилась записываться в цирковую студию. В коридоре севастопольского Дворца культуры рыбаков её остановила женщина: «Я руководитель Театра юного зрителя, ищу девочку на роль двоечника. Ты мне подходишь. Уверена – справишься…» Детскому самолюбию польстило оказанное доверие со стороны взрослого, приглашение прийти в театр. Да и любопытно было – это что, и на сцену придётся выйти? Как бы там ни было, до цирковой студии Ульяна не дошла. Но в специфике профессии «актёр театра кукол» и так много «цирка».

В Херсонский театр кукол Ульяна Дрыжак – дипломированный кукольник (окончила Днепропетровское государственное театральное училище) – приехала в марте 1985 года. «Известность ко мне пришла рано, – шутит актриса. – Я ехала в автобусе, и сидевший напротив мальчик произнёс: “Тётя, я вас знаю. Вы – свинья!” Ничего оскорбительного в этом не было – просто он смотрел спектакль, где моим первым персонажем была Свинья. К слову, хрюшки у меня всегда особенно хорошо удавались. А благодаря той роли, о которой говорил юный зритель, мне пришлось пройти ещё одно – сугубо театральное испытание. Внутри кукла была полая. В одной из сцен сказки свинка лежала на поляне, прикрывшись лопушком, и я подходила, поднимала её – свинка просыпалась, начиналось действие. И вот во время одного из спектаклей я беру куклу и – не могу поднять. Оказалось, что коллеги- актёры “подложили свинью” – спрятали в поросёнке 16-килограммовую гирю. Я поняла, что не то что не смогу управлять куклой – вообще её не подниму…» Надо сказать, что вес куклы – это очень серьёзно. Потому как спектакль в среднем продолжается 40–45 минут, и практически всё это время актёру нужно «водить» куклу, которая весит от 2 до 5 килограммов, на вытянутой руке.

После нескольких лет работы у кукольников нередко даёт о себе знать профессиональное заболевание суставов. Это только с виду кажется, что управлять куклой – что-то вроде зарядки. На самом деле это нелёгкий физический труд – уже не говоря о том, что нужно разговаривать голосом персонажа. А ведь нередко в одном спектакле актёру приходится играть несколько противоположных по характеру ролей – одновременно Принцессу и Ведьму, Медвежонка и Зайца, Разбойницу и Оле Лукойе… За 23 года беспрерывной работы в Херсонском театре кукол Ульяна Дрыжак сыграла порядка 50 ролей. Два спектакля она поставила в качестве режиссёра. Принимала участие в театральных фестивалях по всей Украине, а также в Болгарии, Венгрии, выезжала с театром на гастроли в Англию, Францию. Каждый персонаж требует максимальной отдачи – иначе ребёнок не поверит, что Добро и в самом деле побеждает Зло.

В одной из сказок Ульяна играла Волка – роль была не «кукольная»: актрисе нужно было переодеваться в костюм, гоняться по залу за Зайцем. Во время «погони» она неудачно спрыгнула со ступеньки и «завыла» от боли – как оказалось позже, сломала ногу, на 3 месяца выбыв из графика выступлений. Но ничего не подозревающие маленькие зрители были в восторге: Волк выл правдоподобно жутко… «Некукольные» страсти - Вообще же, реакция детей на происходящее на сцене – вещь непредсказуемая, – говорит Ульяна Анатольевна. – Актёры всегда следят за этим со всей ответственностью. Малыши могут не смеяться над теми моментами, которые веселят нас, взрослых, и хохотать абсолютно «невпопад». Однажды посреди спектакля по сказке Андерсена о гадком утёнке в зале начал безудержно плакать ребёнок – настолько судьба птенца взяла его за маленькое сердечко.

А во время наших гастролей в Чечне местные дети, как только на сцене появлялся отрицательный герой, обстреливали его горохом из трубочек. Видимо, сказывалась их горячая кавказская кровь. А может быть и по-другому. Шло выступление, актёры, одетые в чёрные бархатные костюмы, находились не за ширмой, а на сцене, работая, что называется, в луче света. Философская сказка – о Маленьком Принце, прекрасная музыка. Но всё это никак не трогало сидящего в первом ряду школьника: он всё время крутился, шуршал обертками от конфет, разговаривал. Актёрам это ужасно мешало, уже не говоря о зрителях. И одна из актрис в чёрном костюме подошла к краю сцены и, невидимая для зрителей, голосом из темноты шёпотом попросила «весельчака» не шуметь. Конечно, нам со сцены не было видно лицо мальчишки в этот момент, но до конца спектакля он молчал и сидел спокойно – даже тогда, когда остальные дети бурно реагировали на происходящее с героями сказки…

Впрочем, куклы редко оставляют равнодушными детей, пришедших на спектакль. И даже если не случается любви к театру с первого взгляда, со второго она точно возникает. Нередко дети приносят за кулисы свои рисунки, а одна девочка после каждой сказки дарила актёрам шоколадки. Ульяна Анатольевна с улыбкой вспоминает, как однажды по завершении действа на сцену поднялись мама с мальчиком. Ребёнок не выпускал изо рта конфету на палочке, а женщина сказала: «Можно мы посмотрим кукол? Сын сам стесняется попросить». Когда же малыш «познакомился» с куклами, потрогал их, то вынул изо рта свой леденец и попытался угостить им героев сказки – то есть не пожалел самое дорогое, что было у него на тот момент.

Свои постоянные зрители у Херсонского театра кукол есть не только среди горожан. Каждое лето театр выезжает на гастроли на морское побережье. И за несколько лет появились поклонники из России, Беларуси, которые стараются приехать на Херсонщину отдыхать, подстроившись под график выступлений театра.

- Никогда не забуду один случай, произошедший во время таких летних гастролей, – вспоминает Ульяна Дрыжак. – Обычно актёры едут вместе с детьми, живут большой дружной семьёй в частном секторе. В один из таких выездов с нами по соседству – в этом же дворе – отдыхали родители с глухонемым сыном лет десяти. Однажды его укусила оса. Ребёнку было очень больно, да и испугался он сильно. Мы все суетились над ним, но облегчить страдания и успокоить его никак не удавалось. И тут кто-то из актёров предложил взять кукол (они «жили» вместе с нами – это так называемый «мобильный театр»). Прямо во дворе мы поставили декорации и стали показывать сказку: сбежались и актёрские дети, и вообще все, кто был поблизости. «Пострадавший» мальчик и про осу забыл, и про всё на свете. После того, как спектакль закончился, его мама сказала, что никогда раньше не видела сына таким счастливым. Сам же мальчик только рукой махнул и куда-то убежал. А через мгновение уже тянул огромный арбуз – так он, не имея возможности сказать о пережитых эмоциях словами, выразил актёрам свою благодарность…

«Друзья-однополчане» Взрослому человеку, далёкому от театра, сложно представить, как можно всю жизнь «лаять» и «хрюкать» на сцене. Но актёры если уж влюбляются в профессию, то на всю жизнь: не останавливает ни то, что работа эта, в общем-то, неприбыльная, ни трудности бесконечных гастролей и разъездов. «Когда я только начинала, – вспоминает кукольница, – лучшим подарком на 8 Марта для актрис театра кукол были… ватные штаны, какие носят строители. Потому как в холодном автобусе мы приезжали со спектаклями практически в каждое село, очень промерзали. Но для нас главным была сказка и дети, которые её ждали...» Для актёра кукла – настоящий друг, с которым довелось пережить всякое. Потому особенно грустно, когда «боевой товарищ» «выходит на пенсию» – то ли кукла устаревает, то ли спектакль снимают с показа. Ульяна Дрыжак, бывает, заглядывает в хранилище театра (актёры называют его «тёмная) – навестить старых друзей.

- С куклами как с людьми – «отношения» либо сложатся, либо нет, – говорит она. – Если изначально что-то не ладится, то и позже не «слюбится». В одном из спектаклей я играла Барсучонка – настолько любила эту куклу, мне казалось, у неё нос вкусно пахнет черносливом. Хотя всё дело было в особом составе краски, которой этот нос был окрашен. А ещё очень люблю Старушку из «Соломенного бычка». Эта кукла была лёгкая, подвижная, у неё очень обаятельное лицо – даже придумывать ничего не нужно (обычно, если у куклы внешне не прописан характер, начинаешь усиленно дополнять её тембром голоса, наделять какой-то особой манерой говорить). Иной раз на сцене случаются «внештатные ситуации», из которых нам с персонажем нужно выйти с честью. Так, однажды мой герой выпускал из лука стрелу, и она полетела… вместе с рукой куклы. Чтобы не засмеяться и обыграть такую ситуацию, требуются «годы тренировок».

Ещё был такой случай. Мы выступали в «Артеке», и мне дали премию за лучшую женскую роль, хотя я играла «мужчину» Котигорошка – это большая маска, которую я одевала на себя. От спонсоров мне вручили пакет, в котором оказалась… юбка, судя по размеру, предназначавшаяся кукле. Ведь «превращаясь» в Котигорошка, я одевала специальную толщинку – накладные «живот» и «плечи». А зрители и жюри, видимо, объединили меня и куклу в одно целое. Что ж, видимо, в этом что-то есть… фото из архива Ульяны ДРЫЖАК Р. S. Управление культуры и туризма Херсонской облгосадминистрации искренне поздравляет работников культуры региона с профессиональным праздником – Днём работников культуры (23 марта). Этим людям, своим вдохновенным трудом приумножающим духовную сокровищницу украинского народа, управленцы желают счастья, здоровья, успехов в творчестве.

Татьяна КИРПА
Гривна , 2008-03-20 (стр. 10)

 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page