Мажорный реализм творчества Лазаря Штырмера
22.10.2007
Открытие выставки Лазаря Шулимовича Штырмера (1922-2003) было приурочено к Дню рождения города - 14 сентября. На открытии присутствовал сын художника Владимир Лазаревич. В этом году 9 сентября Лазарю Шулимовичу исполнилось бы 85 лет. Первые творческие шаги художника начались в художественной изостудии городского Дома пионеров, в 1939 году Л. Штырмер поступил в Херсонское училище искусств, а после его реорганизации перевелся в Луганское художественное училище на отделение живописи. Во время войны работал на строительстве военного завода в Северном Казахстане.
В 1946 году Л.Штырмер возвращается в Херсон. Работает над рекламой для кинотеатра, преподает в изостудии Дома пионеров. Его общественная деятельность связана с созданием Херсонского Товарищества художников, первым главой которого он был избран.
С 1952 года - постоянный участник областных, всеукраинских и общесоюзных художественных выставок. Его произведения экспонировались на 75 выставках в Херсоне, Москве, Минске, Вильнюсе, Шумене (Болгария), Залаэгерсег (Венгрия). Произведения художника находятся в музеях Украины и частных коллекциях Болгарии, Германии, Греции, Венгрии, Израиля, Франции, США, Норвегии, Польши.
Экспозиция выставки - произведения из коллекции музея. Их в фондах насчитывается больше, чем 70 экспонатов, значительная часть которых - дар художника и его сына.
Приверженец реалистического направления, Лазарь Штырмер пытался отразить современность в оптимистичных, сильных, динамичных образах. В историю художественной культуры Херсонщины он вошел как живописец, который безошибочно ощущал декоративные возможности цвета, мастер портрета, пейзажа, натюрморта.
Творчество художника охватывает период времени с середины 50-х до конца 90-х годов 20 ст. В его произведениях отразились черты искусства этого сложного и интересного периода.
Этапы его творчества совпадают с этапами развития нашего общества. Он был наследником традиций направлений 20-х годов прошлого века: кубизм, авангардизм, футуризм, символизм. Но в социалистической действительности они претерпели изменения под влиянием социалистической идеологии. Строительство новой культуры социалистического общества на пустом месте невозможно без преемственности с прогрессивной и мировой культурой. Также слова социалистического вождя В.И.Ленина о том, что «...оно (искусство) должно быть понятно широким трудящимся массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, МЫСЛЬ, ВОЛЮ ЭТИХ масс, подымать их...». От искусства требовалось прежде всего яркого, заражающего и в то же время ярко выраженного социального содержания.
Преемственность в культуре, и в частности в искусстве, заключается в дальнейшем развитии прогрессивных художественных традиций . И что же взять в основу своего творчества из накопленного культурного наследия? Вопрос этот решает каждый художник по-своему в зависимости от экономических, политических и социальных условий.
И у Лазаря Штырмера выработался свой особенный стиль творчества, сохранились лучшие, прогрессивные традиции реалистического искусства послереволюционных лет. Творчество его многопланово, он мог выразиться в разных жанрах, но предпочтение отдавал портрету. Его портреты - не манекены, а живые люди, они улыбчивы, добры и сильны. И еще художник обращает внимание зрителя на руки, которые дополняют характер личности, изображенной на портрете. Позы, положения рук, головы -все эти элементы лишены малейшего оттенка позирования.
В его работах остановлено мгновение динамического движения: «Студентка А.Иванова», «Зачитавшаяся рабфаковка», «Гимнастки», «Рабочая газета».
В «Девушке в красной косынке» темный фон картины, с бесчисленным количеством оттенков синего, изумрудного, бирюзового, багрового оттенков, темное платье - и яркое пятно: красная косынка - создают ощущение спокойствия, уверенности, радостной силы.
В «Автопортрете» мы встречаемся с чрезвычайно наблюдательным и остроумным глазом живописца, ощущаем через край бьющую народность, мощь, уверенность. Сочность цвета красной рубахи подчеркивает мажорность настроения, бодрость, готовность художника творить.
Обращает внимание и полотно «Песня» - яркие краски фона в центре полотна, акцентирующие внимание на нежной задумчивости лица и тонких сильных кистях гитаристки.
В пейзаже «Осень» радость жизни звучит даже в грубых мазках светящейся дороги, перерезанной фиолетовыми тенями, и физически ощутима нежность берез, хрупкость осеннего бабьего лета.
Художник также увлеченно работает над натюрмортом, выражая через этот предметный мир свое отношение к общественному миру, в котором живет. Реальность изображенных простых предметов в «Натюрморте с бутылками», «Сосудах» и белый резкий цвет, бьющий по глазам, привлекающий взгляд зрителя. В «Маках» контрастируют нарочитая грубость деревянного грубого табурета, изящество сухих вытянутых головок маков и чуть намеченный под мягкими складками ткани контур табурета.
И его совершенно изумительная работа «Море» - мальчик, чайки, море, небо, облака, песок... Почти акварельная прозрачность красок, множество тонких оттенков белого, синего, голубого, песочного, перетекающих друг в друга, которые и создают настроение хрупкости и величия. Почти песня, утверждающая в человеке мечты о счастье, об окрыленности, о прекрасном будущем, о гармонии с природой.
С годами видна жизненность произведений Лазаря Штырмера - они волнуют, бодрят, дарят энергию. Их воздействие на зрителя не ослабевает, и каждый раз при встрече с его произведениями испытываешь эмоциональный подъем и заряжает мажорность настроения его творчества.
Неизвестная И.
Херсонський Вісник.-22. 10. 2007.
Публікація першоджерела мовою оригіналу
Александр
Татьяна
Редакция_IR5
Сергей
Влада
Уважаемая Татьяна, коллекция произведений Лазаря Штырмера, которая находится в фондах Херсонского областного художественного музея им. А.А.Шовкуненко, принадлежит к Государственной части Музейного фонда Украины и продаже не подлежит.
сотрудник музея Дяченко В.В.
Татьяна
Здравствуйте. У меня знакомая попросила узнать, возможно ли продать натюрморт Лазаря Штымера . На нём изображены кувшин, ананас, яблоки и ещё что-то (плохо видно, а с телефона не могу перебросить). Его размер 70х60 1991г.