На флоте служили два брата
В марте 1998 года шведские аквалангисты обнаружили в Балтийском море советскую подводную лодку, которая затонула от попадания вражеской торпеды в октябре 1942 года. Много десятилетий считалось, что экипаж «С-7» пропал без вести.
Алексей.
Вторым штурманом на этой подлодке был наш земляк из Хорлов, старший лейтенант Алексей Гаран, который считался одним из лучших штурманов на Балтике.
Подводная лодка «С-7» была самой современной на то время. Ей предстояло отправиться в свой пятый поход. Перед экипажем стояло сложное задание; разведка минных полей у побережья Швеции.
Алексея Гарана только наградили орденом Красной Звезды и, для усиления экипажа опытным военным, перевели его на современную подлодку «С-7».
В ту ночь 17 октября 1942 года «С-7» отправилась со своей базы в длительный поход. На 4 день плаванья, преодолев минные заграждения, лодка вышла в Аландское море.
О намерениях советской лодки, приближающейся к Скандинавскому побережью, знали и в штабе противника. Охоту за ней вели 5 подводных лодок во главе с финской подлодкой «Морской черт». На «С-7» необходимо было зарядить бортовые батареи. Опытный штурман Алексей Гаран предупредил командира лодки Сергея Лисина о том, что всплывать в этом районе опасно. Однако командир принял решение - и лодка всплыла. Передав радиограмму в штаб флота, «С-7» 21 октября, в 19:00, появилась на поверхности. Посланную советской лодкой радиограмму перехватили финны, а акустик на «С-7» из-за поломки аппаратуры не смог предупредить экипаж советских моряков о приближающейся опасности. Ночь была темная, однако из-за туч неожиданно появилась луна, ее серебристый свет хорошо освещал силуэт советской лодки.
Командир финской подлодки сразу дал команду выпустить торпеду по «С-7». Через мгновение она затонула.
Командование штаба флота слало радиограммы на борт подлодки. Ответа не было. Вышли все сроки автономного плавания, но лодка молчала. Зимние морозы сковали Финский залив. 8 января 1943 года приказом командующего Балтийского флота подводную лодку вывели из состава действующих кораблей.
Группа шведских аквалангистов-исследователей, обнаружив «С-7», установила ее координаты: 59 градусов 50 минут северной широты, 19 градусов 32 минуты западной долготы. Судьба 42 отважных моряков - подводниковс стала известной. Среди них и судьба нашего земляка из Хорлов Каланчакского района, старшего лейтенанта, штурмана Алексея Гарана, который на ней ушел в свой последний поход.
Василий.
Темпы наступления советских войск на южном участке сказывались и на активизации деятельности Черноморского флота. Его основной задачей оставалось освобождение побережья и приморских городов, а также нарушение вражеских морских коммуникаций между Крымским полуостровом, портами Румынии и Болгарии.
Замысел Крымской операции заключался в одновременном ударе войск 4-го Украинского фронта с севера и отдельной приморской армии с востока в направлении Симферополя и Севастополя при содействии с Черноморским флотом разгромить вражеские войска.
К началу Крымской операции в составе флота имелось 29 подводных лодок, из которых больше половины нуждалось в заводском ремонте. Слабые мощности судоремонтного завода не позволяли в короткие сроки ввести в строй находящиеся в ремонте боевые единицы. К 1 апреля 1944 года в строй было направлено 8 подводных кораблей, среди которых была и подводная лодка «Л-б». На ней боцманом был старший брат Алексея - Василий Гаран, 1913 года рождения. Василий уже знал о гибели своего отца и младшего брата, штурмана подлодки «С-7» Алексея. Он рвался в бой, хотелось отомстить за смерть родных и приблизить долгожданный момент победы над врагом.
С 8 апреля по 12 мая 1944 года 18 советских подлодок совершили 19 боевых походов. Они действовали в тесной связи с разведывательной авиацией, получая от нее данные о местонахождении вражеских конвоев. 10 мая подводные лодки, находясь в море на боевом дежурстве, получили радостное сообщение: «Севастополь взят. Отсалютуйте торпедами по врагу».
Подводная лодка «Л-б» под командованием Б.Гремяко, вышедшая на боевую операцию 11 апреля, на базу не возвратилась ни в назначенный строк, ни позже. Координаты гибели лодки и отважного экипажа обозначены условно, ее местонахождение до сих пор неизвестно.
Все мальчишки довоенной поры в порту Хорлы мечтали быть моряками. И первыми в семье Таранов с морем связал свою судьбу старший сын Василий. Отслужив действительную службу, по рекомендации командования он продолжил службу боцмана и остался навсегда в море.
Анатолий Андреев
Таврійський край.-8.11.2007.