Неподражаемый Цилинко
Сегодня уже столько мифов ходит по городу о том, кто такой Цилинко, что в пору написать о нем статью, тем более, что человек предостойнеший.
Как-то раз, весной, заходит ко мне на работу в музыкальную школу молодой мужчина и энергично с порога: «Это Вы, Игорь Алексеевич?». Отвечаю: «Да». «Ну, тогда, - говорит, - привет! Ты меня не узнаёшь?». Честно говорю: «Нет, не узнаю». Теперь и он растерялся: «Мы же в одной школе учились, в одном хоре пели, классы рядом были!». Увы, у меня как отрезало. Не помню - и всё тут. Слово за слово. Разговорились и оказалось, что нас, действительно, многое связывает: и то, что учились вместе, и общие друзья, и занятия музыкой. Приехал «незнакомец» из Москвы в гости к своей маме Евдокии Алексеевне.
После той первой встречи все наше последующее общение проходило на таком высоком эмоциональном подъеме, с таким вдохновением от совместного музицирования, что иногда продолжалось до самого утра.
Вот так, музицируя, мы с Александром пришли к мысли о концерте для херсонцев. Спонтанно решили сделать этот концерт и так же спонтанно его дали. Конечно, это изначально была авантюрная затея. Ведь певец незнакомый, да и произведения были выбраны из классического, не эстрадного репертуара. Моцарт, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов...
До сих пор - вот уже сколько лет прошло - меня встречают люди и говорят: «А помните тот концерт в горисполкоме?». Как же мне не помнить, если аккомпанировать пришлось на «убитом» фортепиано в неприспособленном для концертов зале безо всякого подзвучивания. К чести Цилинко, ни зал, ни публика для него не имеют решающего значения. Он выступает всегда, везде и для всех. И неизменно с полной самоотдачей.
Не могу не остановиться на репертуаре Александра Цилинко. Это ВСЕ басовые партии во всех известных операх, популярная камерная музыка всех стран и народов, украинские и русские народные песни, эстрадная песня.
Интересно и его отношение к песне, пению вообще. В каждом исполняемом произведении он актерствует, добавляя этим красок, превращая исполняемое произведение в маленький спектакль. В этом отношении его позиция идентична Шаляпинской.
Цилинко выступал и периодически выступает в нескольких театрах Москвы. Цилинко был в Америке (Северной и Южной), Австралии, Европу объездил всю, гастролировал в Японии, в Северной Корее, Иране (в составе делегации министерства культуры России).
Имеет Цилинко и награды. Много. Как когда-то метко сказал его сосед: «У тебя их скоро и на спине негде будет вешать». Но наиболее дороги ему государственная награда за вклад в развитие культуры в Украине, полученная из рук нашего с вами земляка министра культуры Юрия Богуцкого а также аналогичная за вклад в развитие культуры России. Имеет он и медаль, выпущенную к 850-летию Москвы за вклад в культуру России. Интересно, что медаль Александр получал из рук президента России вместе с ансамблем «Машина времени». Есть и международные награды: из Северной Кореи, Ирана.
За всем этим стоит ежедневная (и часто еженощная) каторжная работа, потому что успех не приходит из ниоткуда и всегда имеет своё начало. Вот и у Александра Петровича все начиналось с семьи, где поющими были его отец и мать. Затем было Днепропетровское училище культуры (в которое он попал совершенно случайно, ведь хотел попасть в музыкальное, а зашел, перепутав, в дверь напротив. Судьба?). После этого учился в Одесской консерватории. Параллельно пел в оперном театре.
По окончании консерватории получил предложение преподавать там же. Казалось бы: живи себе в южной Пальмире «в полном шоколаде» и радуйся. Но какая-то внутренняя сила, не до конца на то время им самим осознаваемая, подтолкнула его уехать в Москву.
Приехав в Москву без кола и двора, нашел себе работу в театре Натальи Ильиничны Сац и поселился в общежитии. Трудное, очень трудное было для него то время. Но сумел все-таки выстоять, выжить.
А потом была работа в Большом театре. Александр рассказывает об этом, будто все было вчера. Нужно было набрать состав труппы на оперу Сергея Прокофьева «Игрок». Как водится, устроили прослушивание. Попал в группу кандидатов и Цилинко.
В назначенный день приходит он на проходную, а ему: «Вы куда, молодой человек? Вас в списках нет». Проклятые интриги и милые интриганы. Они не знали, кто такой Александр Петрович. Силой искусства тому удается убедить охрану, что его из списков исключили случайно. И вот она, заветная сцена, на которой мечтает выступить любой артист.
Злые языки поговаривают, что даже Николай Басков не «пробил» своим голосом этот огромный зал. Так вот: пока в закулисье шептались претенденты на роли, из зала в микрофон неожиданно раздаётся сигнал о начале прослушивания. Первым объявляют... догадайтесь кого? Правильно, Цилинко. Он говорит: «Даже испугаться не успел, как вышел на сцену и спел».
А потом была защита кандидатской диссертации, которая прошла, как оперный спектакль: в образах и с ариями из опер. Комиссия была немало удивлена таким диссертантом. Все-таки согласитесь: профессиональное занятие музыкой как-то не очень предполагает серьёзное занятие наукой. Но надо знать Цилинко. Ну, а мне приятно, что сделал он это с моей подачи - не одному же мне мучиться.
Занимается Александр и общественной работой. В свое время вступил в Херсонское землячество в Москве, а позже стал и его вице-президентом. Благодаря его усилиям, оно увеличило количество своих членов со 150 до 300 и продолжает увеличиваться.
Как-то в Херсоне соседка по дому сказала Александру с легким одесским говорком: «Сяша, вот Ви оперный певец, а голос у Вас, как у нормального?».
Думаю, и у нас с вами когда-нибудь будет возможность услышать на херсонской сцене «нормального» певца с полноценным классическим камерным концертом, ведь его сердце всегда ищет встречи с родным и любимым городом.
Игорь Полевиков,
директор детской музыкальной школы №3
«Херсонський вісник».- №44 (1158).- 01.11.2012.- стр.21
Публікація першоджерела мовою оригіналу