«Осетрина первой свежести»
Премьера «Мастера и Маргариты» произвела фурор. «Интер», никогда не пользовавшийся особой популярностью у телезрителей, в один день стал самым рейтинговым телеканалом Украины. А днем позже столь же рейтинговым стал московский канал «Россия». И все только потому, что на экраны вышел совместный проект «Интера» и «России» - телесериал «Мастер и Маргарита».
Пока по телевизору шли анонсы будущей премьеры, любители литературы ожесточенно спорили: возможно ли вообще экранизировать этот роман Булгакова? Одни говорили, что ни чего невозможного нет. Другие были уверены, что нет, невозможно это снять, и приводили в пример экранизацию Анжея Вайды. Им вторили знатоки кино: оказывается, за этот роман Булгакова брались Ролан Быков, Эльдар Рязанов, Элем Климов и Юрий Кара. Первые двое даже не приступили к съемкам. Климов говорит, что ему не хватило денег. Юрий Кара что-то снял, но сам же признается, что теперь не знает, что с отснятым материалом делать - картинка есть (и неплохая, у него снимался не менее «звездный» коллектив), а роман не получается ...
Эта дискуссия разгорелась еще сильнее, когда стало известно, что за экранизацию «Мастера и Маргариты» взялся режиссер Владимир Бортко. А один из художников этого телепроекта - Владимир Светозаров. Вместе с Бортко они сделали двухсерийную картину по повести того же Булгакова «Собачье сердце» и телесериал по роману Достоевского «Идиот». Оба фильма пошли у публики на ура, то есть предполагалось, что Бортко сделать хороший фильм сможет. А если и нет, то, по крайней мере, не испортит роман: и «Идиота» и «Собачье сердце» Бортко снимал дословно, ни на букву не отходя от оригинала.
Удался ли режиссеру фильм - вопрос отдельный. На мой взгляд, уже только то, что о фильме спорят, говорит об удаче. По поводу ерунды люди не спорят (как, например, не спорили о «Титанике»). Другое дело, есть ли в этом заслуга самого режиссера. От текста он почти не отошел, а весь фильм, по сути, вытянула звездная плеяда наших актеров, отлично попавших в роль. Практически все, кто снялся в этой картине (кстати, отказались только Калягин, которому предлагали роль Берлиоза, и Янковский, которого прочили в Воланды), позже признавались в своей любви и к классике вообще, и к Булгакову в частности. Понятно, что эти люди просто не могли сыграть плохо. И понятно, почему всем так не понравилась Ковальчук, снявшаяся в роли Маргариты. В одном из интервью она призналась, что считала роман Булгакова «легонькой любовной книжкой». Впрочем, это абсолютно неважно.
В российских новостях передают: в книжных магазинах спрос на «Мастера и Маргариту» вырос в 30 раз. В одном из модных московских клубов, где собирались любители автогонок, молодежь смотрит классику. Трудно не смотреть такой фильм, трудно встать и уйти, потому что он действительно цепляет», - признается один из посетителей. Массовая это куль тура или не массовая - здесь не обсуждают, но то, что ди-джей дискотеки уступает свое место Булгакову, - это и правда что-то новое. Афоризмы «Осетрина первой свежести» и «Брынза зеленой быть не может, это вас кто-то обманул» снова становятся популярными. Теперь - среди молодежи. И не радовать это не может.
Михаил Левакин. Газета «Взгляд», 29 декабря 2005г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу