on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Tourism, rest, entertainment > Yacht tourism in Tavriya > Парус на горизонте

Парус на горизонте

Херсон, как приморский город, всегда имел базы для занятий водными видами спорта, особенно плаванием, греблей и парусом. Вскоре, после окончания Великой Отечественной войны, многие предприятия и организации города построили на Днепре водные станции, оснастили их спортивным инвентарем и судами. Кипела спортивная жизнь в городском яхтклубе (напротив речпорта).

Много молодежи увлек и Военно-морской клуб, который на своих причалах имел до полусотни шестивесельных и четырехвесельных ялов, а также боевой корабль - МО (малый охотник). Там проводили занятия, тренировки, соревнования с молодежью военные моряки: старшины, мичманы и офицеры. Мы, учащиеся Херсонского судомеханического техникума, серьезно увлеклись парусом и настойчиво, постоянно тренировались. В составах команд были многие будущие корабелы нашего судомеханического завода.

Мы с большой охотой участвовали в городских и областных соревнованиях, ходили в парусные походы в Каховку, Очаков, Николаев, Одессу. И убеждались, что эти маленькие и симпатичные морские ялы, прослужившие флоту более трехсот лет, в море показывали замечательные мореходные качества и ходили под парусами с приличной скоростью. Но уже тогда мы мечтали: когда придем работать на завод, то сами спроектируем и построим своими силами яхты, с учетом накопленного опыта плавания под парусами.

Хотелось побывать у наших выпускников, работающих в Севастополе и в Феодосии, поговорить о работе, посмотреть на заводские и городские яхты. С этой целью и спланировали поход на шестивесельном яле в Феодосию. Предполагалось выйти из Херсона 7 июля и возвратиться домой 29 июля, в День Военно-Морского флота. Для плавания отобрали лучший ял-6, закрепленный за нашей командой. Окончательно определились с составом команды, в нее вошли В. Бойченко, А. Мельниченко, А. Дедков, Ю. Басов, В. Стародубец, И. Малашков, В. Шейдеров, А. Щукин. Восемь человек, всем по 17 - 19 лет.

Погода благоприятствовала: дул ровный, без шквалов, норд до 6 баллов, и мы вскоре одним галсом выскочили в лиман. Тем временем стемнело, а ветер покрепчал. В мелком лимане разыгралась крутая волна со срывающимися гребнями. Шлюпка имела хорошую скорость; легко всходила на волну, но порой ее захлестывало. Пришлось воду откачивать и взять рифы. Водяная пыль ухудшала видимость, приходилось внимательно следить за огнями канала, чтобы вовремя обойти бакеты.

К утру пришли в Очаков. Отдохнув денек, рано утром вышли в море. Курс - к Тендровской косе. Когда пересекали широкий Каркинитский залив, скрылся из видимости Таврический берег. Определялись по компасу и звездам и точно вышли на мыс Тархан кут. Зашли на один из пляжей Евпатории, почувствовали под ногами земную твердь, и вперед - на Севастополь. Город, белый красавец над морем, встретил нас Константиновским равелином, памятником затопленным кораблям и Графской пристанью. Все улицы заполнены флотским людом, и среди них - мы, рады, что пришли в город - герой, город морской Славы своим ходом.

И вот снова подняты паруса, и мы огибаем мыс Херсонес. Ветер 3-4 балла, восточный. Мы левым галсом идем на юго-восток. Пройдя десяток миль, сделали поворот и стали приближаться к берегу, в районе Балаклавы. Тут берег уже горный и лесистый. Сошли на сушу. В. Бойченко предложил: «Братцы, поднимемся на самый верх, посмотрим с высоты 500 метров на море и землю!». Возражений, конечно, не оказалось. Оставив у шлюпки вахту, за три часа совершили подъем и благополучно возвратились. На южном берегу Крыма пограничники запретили нам идти ночью, тем самым упорядочили режим труда и отдыха: днем идем под парусами, а ночью отдыхаем на берегу.

Зашли в Ялту. Нам приветливо мигал Ялтинский маяк, и совершенно серьезно громадная неоновая реклама над морпортом требовала: «Пейте советское шампанское!». Чем мы вскоре и воспользовались. С хорошим ветром прошли Медведь-гору, за ней - Судак, и вот перед нами открылась Феодосия, древняя Кафа, тысячи лет назад она уютно разместилась на берегу красивого песчаного залива, Феодосийского. Ознакомились с городом, посетили судостроительный завод, с радостью встретились с выпускниками нашего техникума, много от них услышали интересного.

Вскоре подняли паруса, зашли на прекрасные берега мыса Чауда и взяли курс на запад. Быстро прошли Южный берег, Херсонес, Севастополь, Евпаторию. В Евпатории ветер затих, и нас покачивала крупная зыбь. Надежда на бриз не оправдалась, а время нас поджимало, и пришлось пойти на веслах. Разделились на две вахты, на веслах работали по четыре часа. Вахты возглавили В. Бойченко и И. Малацков, наши загребные. Наш славный ял-6, движимый двумя парами весел, плавно рассекал изумрудную гладь штилевого моря. Огибая мыс Тарханкут, надеялись, что на просторах Каркинитского залива нас подхватит ветерок, можно будет поставить паруса. Но ветра не было в те дни. Через сутки открылся Таврический берег, пошли вдоль Тендровской косы.

Через каждые четыре часа менялись вахты гребцов, ладони покрылись мозолями, а тела - бронзовым загаром. Все чаще посматривали на календарь и на часы. За кормой уже Очаков. А ветра все нет, идем на веслах. По времени и оставшемуся пути убеждаемся, что успеваем. И вот установленное время: 11.00 29 июля 1950 года. Мы прошли Малый Потемкинский остров. Чуть потянул ветерок. Встречая нас, движется навстречу армада моторных и гребных лодок, колонна яхт и швертботов. Мы на веслах подходим к пирсу яхтклуба, заполненному людьми, развешены флаги расцвечивания, гремит духовой оркестр. Приветствуя встречающих, берем весла «на валек». Гром аплодисментов. На берегу - торжественное построение.

Наша команда, прошедшая 850 миль за 22 дня, выстроена по ранжиру: И. Малашков, В. Стародубец, В. Бойченко, В. Шайдеров, Ю. Басов, А Мельниченко, А. Дедков, А. Щукин. Капитан второго ранга Веселков Л. Г. председатель областного комитета ДОСФЛОТа, под духовой оркестр вручил каждому грамоты, где золотом горели слова: «За отвагу и мужество, проявленные при шлюпочном переходе Херсон-Феодосия-Херсон».
 

В. Стародубец, мастер цеха №3 (1951-1953 гг.)
«Херсонський вісник».- №29 (1042).- 22.07.2010.- стр. 13


 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page