Первый «Юнкерс»… комом?
Вполне вероятно, что вскоре будет произведена разведка, экспертиза, идентификация и, возможно, подъём на поверхность озера бомбардировщика Ю-87. Об этом «Гривна-СВ» писала в № 32. Речь в публикации шла о том, что в водах озера Сиваш был обнаружен самолет. Место находки бомбардировщика мы сознательно не указали. А пока что специалисты межотраслевой лаборатории исторических исследований Института археологии НАН Украины совместно с херсонскими энтузиастами попытались поднять со дна Тендровского залива крупнейший военно-транспортный самолет фашистской Германии Ю-52
Если бы это сделали несколько десятков лет назад, то какая-нибудь музейная площадка пополнилась бы уникальнейшим экспонатом времён Второй мировой войны. Ведь целыми эти самолеты до сегодня вряд ли сохранились. Да и посмотреть было бы на что! Судите сами: «Junkers-52/3» построен ещё в 1932 году: у него три двигателя (ВМW) по 485 лошадиных сил каждый, скорость – 264 км/ч, длина – 28 м, размах крыльев – 44 м. Одним словом – громадина! Поговаривают, что этим надежным самолетом в свое время пользовались не только высшие военные чины фашистской Германии, но и сам Гитлер.
Водолазы, спустившись на 13-метровую глубину, убедились: это «транспортник», следовательно – бомб на нём нет. От самолета остался лишь один каркас. На палубу судна, проводившего подъём корпуса Ю-52, был поднят фрагмент, на котором сохранился бортовой номер самолета. Возможно, благодаря этому можно будет установить имена погибших летчиков, цель и маршрут полета. В Германии ведь тоже есть свои архивисты-следопыты, которым небезразличны судьбы соотечественников… "Ю-52 был сбит в 1941 году зенитным подразделением, дислоцированным на Тендровской косе, – рассказывает директор межотраслевой лаборатории исторических исследований Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. – У самолета полностью разрушено правое крыло. Неизвестно, куда делись два его двигателя. Тем не менее объект интересен: каркас самолета сохранился, и контуры Ю-52 легко узнаваемы под толщей воды. В целом же, самолет не может стать музейным экспонатом, поскольку на 70% потерял свой внешний вид. Так что поднимать весь самолет со дна не имеет смысла. На территории Херсонщины он впервые будет зарегистрирован как объект для подводного туризма".
- Подобные работы проводились в нашей области впервые. Сложность заключалась в полном отсутствии опыта подъёма таких объектов, – заключает технический директор проекта, херсонец Николай Глушак. – Теперь некоторый опыт в этом деле у нас появился…
Подъём Ю-87 со дна Сиваша возможен уже осенью нынешнего года. По мнению специалистов, он должен пройти успешно. Во-первых, при поднятии бомбардировщика не будут использовать лебедки (да и плавкран на полутораметровую глубину Сиваша не загонишь), а поднимут с помощью понтонов. Во-вторых, у Ю-87 обшивка толще, чем у Ю-52. Помимо того, сивашский «Юнкерс» практически полностью покрыт донным илом, что предохраняет его от воздействия кислорода, вызывающего, как известно, коррозию. Да и вода в Сиваше хотя и «агрессивней» воды Тендровского залива Черного моря, но лишена животного мира, способного «съедать» даже корабли!
Напоследок возникают вопросы: кому это все нужно и ради чего люди рискуют собственными жизнями?
Инициаторы и исполнители работ отвечают: это нужно для безопасности наших водоемов, изучения истории, развития туризма. Да и война считается неоконченной, пока не похоронен последний погибший на ней солдат.
Валерий Палий
"Гривна-СВ".- № 35 (94).- 30.08.2003.- стр. 7